Рассказ Антона Вискова о наших концертах 4 и 14 октября


moscow_vecher

«Вечерняя Москва» об открытии сезона Ансамбля в Рахманиновском зале 14 октября 2018


Гоголь. «Размышления о Божественной Литургии» (05.06.2018)

Галина Кольцова и Антон Висков гости программы «Тавор в мажоре»

Елена Шилова   18 мая 2018   17.44

В нынешнем сезоне Московский ансамбль духовной музыки «Благовест» отмечает свой 30-летний юбилей. Ансамбль – московская жемчужина, он уникален и неповторим. Ведь именно «Благовест» стал первым в советской еще России музыкальным коллективом, который начал исполнять в концертных залах запрещенную многие десятилетия духовную музыку.

Как это удалось и чем сейчас удивляет своих слушателей Ансамбль рассказала в интервью «ВМ» дирижер, художественный руководитель и основатель «Благовеста» Галина Кольцова.

— Считается, что в советское время духовная музыка не исполнялась, каким же образом удалось создать ансамбль «Благовест»? Ведь впервые ваш коллектив появился на известных концертных площадках в 1987 году – еще до празднования 1000-летия Крещения Руси, значительно изменившего политику государства в отношении Православной церкви?

— В 1988 году в России произошел потрясающий перелом в духовно – музыкальном развитии истории: был снят запрет на исполнение духовной музыки, открыты все церкви–музеи для концертов, появилась возможность иметь Библию, снят запрет детям входить в церковь и многое другое. Но «Благовест» возник как раз за год до этого. В 1987 году я служила регентом в Николо – Архангельской церкви. Академия наук проводила в это время международную научную конференцию, куда съехались все светила научного мира: Брайс ДеВитт, Джон Уилер, академик Андрей Дмитриевич Сахаров… В организации конференции  принимал участие мой муж – физик. Он предложил устроить концерт духовной музыки для участников конференции прямо в церкви. Мне эта идея понравилась, но кто же разрешит такое? Но в 6 часов вечера к воротам храма подъехал автобус с участниками конференции. Одного из них – знаменитого физика Стивена Хокинга, по крутым ступеням храма внесли в кресле на руках.

Скандал, конечно, был. Местное КГБ «стояло на ушах», но никто не пострадал. Дмитрий Дмитриевич Валенко, староста Николо-Архангельской церкви, принял на себя главный удар. Это был первый концерт в действующем православном храме и… первое публичное выступление нашего хора «Благовест».

— Была ли советская публика тогда готова к восприятию духовной музыки?

— За первые четыре года мы дали огромное количество концертов духовной музыки в Москве в церквях Зарядья,  Колонном зале Дома Союзов, Большом зале консерватории, Концертном зале Чайковского. Далее – по всей России и СССР. Исполнили десятки программ русской духовной музыки, в том числе несколько программ композиторов – эмигрантов, музыка которых звучала либо впервые в России, либо в мире. Это Пролог «Хождения Богородицы по мукам» и Божественная Литургия  Черепнина, «Вселенская Месса» и «Демественная литургия»  Гречанинова, «Русский Реквием» Чеснокова. В Большом зале консерватории и зале Чайковского проводились абонементы практически со всеми симфоническими оркестрами Москвы. В переполненных залах звучали неизвестные сочинения известных композиторов:  Чайковского,  Рахманинова, Кастальского,  Павла и Александра Чесноковых, Римского-Корсакова. Давая просветительские концерты, «Благовест» представлял циклы, которые посвящались разным школам и стилям, к примеру, «Московская Синодальная школа», или «Петербургская школа 3-х периодов». Об истории развития этой области музыкального искусства мы всегда имели очень слабое понятие, эта тема практически не преподавалась в учебных заведениях так, как это должно было быть.

— Какую музыку вы открыли для слушателей впервые? Какие репертуарные находки стали наиболее волнующими для вас?

— Мы тридцать лет проводили исторические концерты на сцене бывшего Синодального училища церковного пения, ныне это Рахманиновский зал Московской консерватории. Уникальной возможностью для меня стало впервые за многие десятилетия организовать целый абонемент произведений русских композиторов-эмигрантов: это «Демественная литургия» и «Вселенская месса» Гречанинова, «Русский реквием» Александра Чеснокова и «Хождение Богородицы во Ад» Николая Черепнина. «Хождение» было исполнено впервые нами в 1992 году. «Русский реквием» Чеснокова – огромное действо, полутеатральное, там есть драматическая составляющая, девять чтецов. Я бы хотела исполнить его так, как было задумано автором, это моя мечта. В абонементы входили также циклы «Шедевры русской духовной музыки», «Духовная музыка эпохи Партеса, Барокко, Классицизма, Романтизма и Модерна», «Композиторские династии. Братья Чесноковы, братья Калинниковы». Мы записали первый двойной CD-диск полного собрания духовных сочинений Н.А.Римского –Корсакова, 40 номеров, диск  разлетелся по всему миру и нет аналогов этой записи.

— Насколько расширился, стал разнообразен репертуар за минувшие 30 лет?

— Параллельно с русской духовной музыкой «Благовест» исполняет и европейские шедевры Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта, Гайдна, Глюка, Монтеверди, Скарлатти, Перголезе, Палестрины. Разумеется, сочинения этих автором были исключительно духовными. Появились у нас и новые программы легкой музыки и джаза, куда вошли джазовые мессы Л. Бернстайна, Б. Чилкотта, музыка Гершвина, духовные гимны чернокожих американцев – спиричуэлс, номера из самых популярных мюзиклов. В Доме музыки уже десять лет идут специальные программы для детей и просветительские лекции – концерты: «Музыкальная Библия», «Субботняя молитва с ансамблем «Благовест», «Эпохи, стили и жанры Христианской  духовной музыки».

— Сейчас много говорят о том, что у нас практически нет известных современных композиторов. А вам доводилось исполнять духовную музыку, написанную нашими современниками?

— Сейчас многие композиторы обращаются к духовной музыке, и репертуар ансамбля постоянно обновляется произведениями наших современников, в том числе и зарубежных, но наиболее тесные, я бы сказала, дружеские отношения сложились у нас с замечательным композитором Антоном Висковым. Многие его сочинения специально созданы для концертных программ «Благовеста»: это хоровые концерты «Пасха Красная», «Праздник Рождества», кантаты «Христиане» и «Покаянные песни», «Песнопения памяти Модеста Петровича Мусоргского», и циклы Литургии и Всенощной. Последней работой композитора стала монументальная композиция «Русская Stabat Mater» — первое в истории музыкальное воплощение русских переводов латинского канонического текста, выполненных замечательными отечественными поэтами.

— Какие интересные проекты ждут публику в будущем?

К сезону 2018-2019 годов мы готовим новые программы для Дома музыки, Рахманиновского зала Московской Консерватории, это  «Итальянское паломничество» , «Лунная соната», «Отец и сын: Леопольд и Вольфганг Амадей Моцарты», «Орфей и Эвредика».  Сейчас наш ансамбль готовится представить музыкальную мистерию «Размышление о Божественной Литургии», посвященную духовному пути великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, премьера которой пройдет уже 7 июня в Доме Гоголя на Никитском бульваре. В центре этого музыкально-драматического вечера – религиозные произведения Гоголя, фрагменты его дневников и писем, которые явились ярким отражением долгого и мучительного духовного пути, пройденного им на протяжении своей жизни. Отрекаясь от своего литературного творчества, писатель задумал создать некую новую Библию, научить людей правильной жизни, и самому преподать пример подобного подвига. Этот проект очень важен для нашего ансамбля, мы надеемся, что сможем достойно представить слушателям последние мысли и переживания великого писателя.

www.gazetaigraem.ru № 3 (163) март 2018 СОБЫТИЯ

 В сезоне – 2017/2018 Московский ансамбль духовной музыки «Благовест» отмечает своё 30-летие. Для создателя и художественного руководителя ансамбля Галины Кольцовой это серьезная дата и повод подвести некоторые итоги.

Галина Кольцова:

«БУДУ ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ЛЮДИ СЛЫШАЛИ ВЕЛИКУЮ МУЗЫКУ»

— Ваш коллектив созда­вался в противоречивый период – во времена боль­ших надежд и больших тре­вог. Каким вспоминается то время?

— Первый период был са­мый лучший, первое десяти­летие – фантастическое. Хор создавался в 1987 году не на пустом месте. В то время я служила регентом в Николо- Архангельской церкви, и там сложился прекрасный пев­ческий ансамбль. Там счаст­ливо сошлось все: и батюш­ка был такой, что позволял нам петь все, что мы хоте­ли, с огромным уважением относился к нам, музыкан­там, мы же брали к испол­нению не церковную рути­ну, а все наше богатство – и Кастальского, и Рахманино­ва, и Чайковского. И посте­пенно сложился интерес­ный коллектив.

В том же 1987 году в Мо­скве проходила междуна­родная физическая конфе­ренция. Мой муж – физик, всю жизнь работает в ФИА­Не, он меня тогда и вдохно­вил: мол, иностранцы жаж­дут послушать русскую духов­ную музыку – давай устроим им концерт. Тогда это бы­ло целое дело: чтобы за сто километров от Москвы вы­вести большую группу ино­странцев, надо было поста­вить на уши весь москов­ский КГБ. Настоятель наш тоже отнесся насторожен­но к этой идее. И тем не ме­нее этот удивительный кон­церт состоялся – вопреки все­му! Среди слушателей ока­зался, например, легендар­ный английский ученый Стивен Хокинг. Мы сделали маленькую вечернюю служ­бу, которая плавно перетек­ла в концерт. И это был са­мый первый концерт в пра­вославной церкви на терри­тории Советского Союза! По­сле знаменательного собы­тия я сказала своим ребя­там: мы – концертный кол­лектив, и я буду делать все, чтобы люди слышали вели­кую музыку.

Начали мы с церквей За­рядья – народ ломился на концерты, потом пришло время концертных залов. Это было сложное, но уди­вительное время – все впер­вые, все наново. Чтобы про­водить концерты, прода­вать билеты, нам нужен был какой-то статус, оргструкту­ра, банальный расчетный счет. Я пошла регистриро­вать нас в исполком Мос­совета – это, напомню, вре­мя первых кооперативов, – прихожу туда, там аж рука­ми всплеснули: у нас, гово­рят, идут регистрироваться сплошь предприниматели – пирожками торговать, джин­сы шить, а тут ансамбль ду­ховной музыки! Мы испол­комовцев буквально срази­ли – все разрешения нам да­ли достаточно быстро.

Наш маленький коллек­тив с ограниченными ре­сурсами творил чудеса, соби­рал огромные залы. 1000-ле­тие Крещения Руси случит­ся еще только через год, мы же уже активно исполняли русскую духовную музыку в столице, и это восприни­малось сенсационно. Пер­воначально пели отдельные сборные программы, затем стали делать монографиче­ские концерты. Например, целиком из произведений Виктора Калинникова, дру­гих композиторов синодаль­ной школы. Потом возник­ла идея концертов из произ­ведений композиторов, уе­хавших из России после ре­волюции, – Александра Гре­чанинова, Александра Чес­нокова (брата знаменитого Павла Григорьевича Чесно­кова), Николая Черепнина.

После празднования 1000-ле­тия Крещения Руси образо­вался Международный фе­стиваль духовной музыки, который 15 лет вытягивал на своем беспримерном эн­тузиазме Георгий Георгие­вич Поличенко. На фести­вале было много священни­ков, включая иерархов РПЦ. Проводился он в Колонном зале Дома Союзов. Собира­лось много церковных хо­ров, которые тогда воспря­нули, множились, тоже хо­тели попасть на большую сцену, но только «Благове­сту» удалось закрепиться в этой нише.

Следующий этап наше­го развития – освоение ду­ховной музыки западноев­ропейских композиторов. Например, была такая про­грамма – «Духовная музыка семилетнего Моцарта». Или: «Три реквиема. Керубини – Моцарт – Сальери», «Евро­пейская духовная музыка эпохи Ренессанса» и мно­гие другие. На 110-летие со­бора Петра и Павла в Карло­вых Варах мы служили с бу­дущим патриархом Кирил­лом, тогда еще митрополи­том Смоленским и Калинин­градским. В нашем багаже сотрудничество с такими великими оркестрами, как коллективы Евгения Свет­ланова, Владимира Федосе­ева, Юрия Башмета, Михаи­ла Плетнева, с оркестрами Италии, Испании, Израиля.

— Как пришло к «Благо­весту» столь органичное для него название?

— Долго искали, подби­рали, я пыталась откопать что-то оригинальное в древ­них церковных книгах, но в итоге название нам пода­рил один певчий, который мечтал создать свой коллек­тив и берег для него имя, но потом понял, что не осилит этого, что лучше будет петь у нас. «Благовест» – это было как озарение для нас.

— У «Благовеста» прекрас­ная история, а каков сегод­няшний день?

— Стало труднее жить. Наметился явный спад ин­тереса к духовной музыке. Возможно, публика испы­тывает что-то вроде пресы­щения. Возможно, дело еще и в том, что пришло мно­го коллективов недостаточ­но высокого и даже просто низкого уровня, полулюби­тельского, из-за которых слу­шатель уже не воспринима­ет исполнение духовной му­зыки как откровение, а са­му эту музыку – как искус­ство. Плюс экономические проблемы последнего време­ни: с одной стороны, биле­ты на концерты подорожа­ли, с другой – нам стала непо­сильна аренда залов. Очень усложнило жизнь обремене­ние госзаданием – 50 концер­тов в год. Я посчитала: девять действующих хоровых кол­лективов в Москве – стало быть, 450 хоровых концер­тов в год. Кому они нужны в таком количестве? Зачем этот «вал по плану – план по валу»? Пять концертов в месяц, то есть чаще, чем каждую неделю, а когда же репетировать? А как же на­стройка организма, ведь пе­вец это живой инструмент, биоинструмент? Хор – это не то же самое, что инструмен­тальный коллектив. К сожа­лению, этого никто не хочет учитывать. Вы не поверите, но у нас до сих пор нет офи­циальной базы, мы репети­руем бесплатно в музыкаль­ной школе, и много лет я не могу добиться решения это­го вопроса, притом что «Бла­говест» – коллектив Депар­тамента культуры Москвы.

— Чувствуете ли вы ды­хание конкурентов рядом с собой?

— Нет, что вы! Все эти мно­гочисленные хорики, кото­рые пытались подвизаться на этом же поле, что и мы, остановились на первом эта­пе, который я давно прошла, – пестрые сборные програм­мы. Никто из них не делает и никогда не сделает боль­ших программ. А крупные академические коллективы духовной музыкой занима­ются мало, поэтому они нам тоже не конкуренты. Только один раз Госкапелла Валерия Полянского мне «перебежа­ла дорогу» с первым испол­нением «Вселенской мессы» Гречанинова. С другой сторо­ны, если бы большие коллек­тивы заразились этой музы­кой, может быть, они стиму­лировали бы больший инте­рес публики, но этого, увы, не произошло.

Среди русских хоров по­следнего полувека я считаю вершиной, недосягаемым Эверестом, эталонным об­разцом русского хорового пения Московский камер­ный хор под управлением Владимира Минина: это на­стоящий хоровой «стейн­вей». Никому не удалось до­стичь таких высот, хотя бы­ли Александр Свешников и Александр Юрлов, другие вы­дающиеся хормейстеры, но Минин, на мой взгляд, вы­ше их всех.

— Какие репертуарные находки были наиболее вол­нующими для вас?

— Произведения русских композиторов-эмигрантов: «Демественная литургия» и «Вселенская месса» Гречани­нова, «Русский реквием» Алек­сандра Чеснокова и «Хожде­ние Богородицы во Ад» Ни­колая Черепнина. «Хожде­ние» было исполнено впер­вые нами в 1992 году. «Рус­ский реквием» Чеснокова – огромное действо, полутеа­тральное, там есть драмати­ческая составляющая, девять чтецов. Я бы хотела испол­нить его так, как было заду­мано автором, это моя мечта.

— У вас достаточно мно­го дисков, записана разно­образная музыка.

— Мы очень много запи­сывали, особенно раньше, в пресловутые девяностые, ко­торые принято только ругать. Вот один пример: совершенно уникальный диск – сорок ду­ховных песнопений Римского- Корсакова. Никто не знал о существовании этих произ­ведений, кроме очень узко­го круга специалистов, зани­мающихся синодальным пе­риодом (немцы «разнюхали» и заказали нам эту запись). К сожалению, кроме нас боль­ше никто интереса к этому не проявляет. А ведь это исклю­чительно интересно! Петер­бургская школа: более стро­гое письмо, отличное от мо­сковской школы, авторство великого композитора с мак­симально бережным отноше­нием к древним традициям, и написаны песнопения це­ленаправленно для исполне­ния в церкви. Увы, и в цер­ковном обиходе почти ни­чего не используется из это­го богатейшего наследия – звучат в лучшем случае два- три песнопения.

— Чем интересен юби­лейный сезон?

— Мы начали его под тит­лом 30-летия в малых залах Москвы: в Коломенском, в Рахманиновском зале кон­серватории, в Музее Андрея Рублева, в Царицыне. Основ­ной юбилейный концерт про­шел в КЗДС в декабре, он по­лучился интересным и мно­гогранным. Очень важный у нас концерт на Пасху – в Боль­шом зале Петербургской фи­лармонии, впервые в этом великом зале. Там мы испол­ним «Пасху красную» Антона Вискова – нашего любимого композитора, с которым со­трудничаем много лет. Также исполним «Демественную ли­тургию» Гречанинова с соли­стами МАМТ Дмитрием Сте­пановичем и Кириллом Золо­чевским, органисткой Юли­ей Иконниковой. К сожале­нию, не в сопровождении ор­кестра, а лишь ансамбля, но зато с органом (авторская ре­дакция для камерного соста­ва). А после этого дадим еще три пасхальных концерта в Москве.

— Подогреваете ли ин­терес публики какими-то спецпроектами?

— Делаем детские абоне­менты. Мы к этому пришли, когда поняли, что на каж­дом нашем концерте есть маленькие дети, детки по­старше, подростки, и их нуж­но приобщать, вовлекать. В Доме музыки у нас был в те­чение десяти лет абонемент «Библия для детей и взрос­лых» – большая просвети­тельская серия. В содруже­стве с протоиереем Артеми­ем Владимировым начиная со следующего сезона будем делать новый просветитель­ский абонемент. Темы такие: святые патриархи Израиля; Иосиф Прекрасный; пророк Моисей; царь Давид. А еще мы умудрились «залезть» в духовную музыку черноко­жих американцев – спири­чуэлс, исполняем их наря­ду с «Джазовой мессой» Ле­онарда Бернстайна. С этим репертуаром непросто, он особый, стилистически точ­но его сделать очень сложно в силу наших национальных особенностей, но мы стара­емся, чтобы это звучало не слишком «по-русски». Ви­сков гениально делает для нас обработки спиричуэлов.

— Расскажите о вашем сотрудничестве с Антоном Висковым.

— С этим замечательным московским композитором мы вместе уже более 25 лет. Он часто говорит, что «Благо­вест» заставил его быть ком­позитором. На самом деле это не совсем так, просто Антон – очень скромный человек, а композитор очень талантли­вый. Превосходно чувствует хоровую фактуру, возможно­сти «Благовеста», нашу сти­листику. Один из наших хи­тов – его «Икона», которую публика буквально напева­ет, выходя из зала, ибо он по­трясающий мелодист. «Душа грустит о небесах» – еще од­но замечательное его произ­ведение для баса соло и хо­ра. Он делает для нас много переложений, обработок, фактически создавая из не­затейливых произведений настоящие хоровые шедев­ры с объемной фактурой, с интересными драматурги­ческими задачами.

Беседовал Александр МАТУСЕВИЧ

Репортаж о Юбилейном концерте «Благовеста» в Колонном зале Дома Союзов

Новости ТВ «Культура» от 13 декабря 2017

ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ…

«БЛАГОВЕСТ» ОТМЕТИЛ 30-ЛЕТИЕ В КОЛОННОМ ЗАЛЕ ДОМА СОЮЗОВ

Текст: Александр Матусевич

Ансамбль духовной музыки «Благовест» был создан Галиной Кольцовойв первые годы перестройки, можно сказать, на заре возрождения церковного пения в нашей стране.Мощный толчок вообще к переосмыслению места православия в судьбе России (тогдаеще СССР) случится годом позже – в связи с празднованием тысячелетия крещения Руси в 1988-м, но атмосфера духовного преображения общества уже незримо подготавливалась, и одним из его важных мотивов стало звучание культовой православной музыки воистину в полный голос. За прошедшие три десятилетия «Благовест» под водительством своей основательницы прошел огромный путь, в котором было место интереснейшим концертным программам и мировым премьерам, гастролям по России и Европе и сотрудничеству с выдающимися отечественными музыкантами. В юбилейный концерт в КЗДС ансамбль постарался представить все грани своего таланта и мастерства, равно как и репертуарной «всеядности». Программа получилась огромной,  но благодаря разнообразию, разнохарактерности музыкальных произведений, активному вовлечению солистов и дружественных коллективов, пришедших поздравить «Благовест» с праздником, она оказалась на редкость гармоничной и динамичной, интересной для самой широкой аудитории. Следование канону было явлено в композиции программы: первое отделение – русское, второе – западное. Фрагменты великих партитур —  «Всенощного» Рахманинова и «Демественной литургии» Гречанинова – соседствовали с опусами большого друга коллектива композитора Антона Вискова. Не меньшим вкусом отличалось и европейское отделение вечера – прозвучали части кантат Вивальди «Stabat mater» и «Gloria», «Маленькой тторжественной мессы» Россини и оратории «Мессия» Генделя. Особый интерес представила часть огромной антологии произведений, написанных на знаменитый латинский текст «Ave Maria», выстраиванием каковой «Благовест» славен на протяжении всех трех десятилетий своего существования: ансамбль исполнил опусы Шуберта, Каччини – Вавилова, Вискова. Красивые, сочные голоса, превосходный строй, богатство нюансировки, выразительность пения, когда каждый опус получается по-театральному ярким, со своим характером, – отличительные черты творческого почерка «Благовеста», присущие ему исторически и сохраненные и поныне. Элементы театрализации также содержались в оригинальных костюмах коллектива (под стать исполняемой музыке – в первом отделении доминировали древнерусские мотивы, во втором – ренессансные) и в задорном стиле конферансье Антона Вискова, когда интересные музыковедческие сведения подавались с юмором и шуткой. Даже трудно сказать, какие произведения удавались коллективу больше. Казалось бы, русские, которые – плоть и кровь, должны быть эталонными по звучанию. И, да, так оно и было, но в то же время – сколько изящества и легкости оказалось явлено в европейских опусах, когда коллектив свой густой русский звук умело преобразовывал в грациозный западный.

Разделить свой праздник «Благовест» позвал друзей. В юбилейный вечер вместе с ним пели знаменитые солисты – сопрано Яна Иванилова, контратенор Андрей Немзер, бас Олег Диденко; вокальный ансамбль «Благая весть» семьи Аветисян (художественный руководитель – Екатерина Аветисян), фольклорная группа «Folkbeat» (в составе Светланы Ивановой, Марии Зибровой и Светланы Шестопаловой). Инструментальное сопровождение обеспечил Фестивальный камерный оркестр, а также арфистка Антонина Геронимус, саксофонистка Ирен Коршик, японская органистка Хироко Иноуэ (специально для юбилейного вечера «Благовеста» впервые в Колонном зале установили и концертный орган – инструмент, без которого сложно представить историю мировой духовной музыки). Открывали и закрывали концертблагостные переливы колокольного звона в исполнении еще одного друга «Благовеста» – ансамбля «Колокола России» под управлением Галины Филимоновой. Благодарная публика с энтузиазмом внимала происходящему на сцене, овации были долгими и искренними. Ковчег «Благовеста» продолжает бороздить океан духовной музыки, разменяв четвертый десяток. В добрый путь!

Ф О Т О  П Р Е Д О С Т А В Л Е Н Ы  А Н С А М Б Л Е М  « Б Л А Г О В Е С Т »

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ №1 (1182) ЯНВАРЬ 2018

Беседа с Галиной Кольцовой о предстоящем Юбилейном концерте. Программа «Главная роль» с Юлианом Макаровым на канале «Культура»,

12 декабря 2017 года

РАДИО «ВЕРА»

ПРОГРАММА «СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР»

4 ДЕКАБРЯ 2017

АНСАМБЛЮ «БЛАГОВЕСТ» 30 ЛЕТ.

Рецензия на концерт «Ностальгия по барокко» в Рахманиновском зале 15 октября 2017

Репортаж о концерте в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва 25 мая 2017 на телеканале «Культура»

Сюжет о концерте в ЦДХ 29 июня 2017, телеканал «Культура»

Духовные песни исторической Руси и Нового Света. Статья о концерте на фестивале имени Глинки в газете «Смоленские новости»

Ирина Зимина

Галина Кольцова:

«Я — заложница

своей идеи…»

К 25-летию ансамбля

«Благовест»

           

С тех пор, как был снят запрет на исполнение духовной музыки, прошла примерно четверть века. Подросшее с того момента поколение уже не верит в то, что, еще в начале 80-х годов прошлого столетия купить Библию  было невозможно, так же, как невозможно было услышать шедевры духовной музыки Рахманинова или Гречанинова в концертном зале. Впрочем, если уж быть абсолютно точным, иногда духовная музыка на сцене исполнялась, но …без слов, как вокализ и с другим, безопасным названием. Например,  вместо песнопения «Тебе поем» из Литургии Рахманинова  в программе значилась «Тихая мелодия» или что-то в этом роде.

Свежий ветер перемен вызвал к жизни невиданный ажиотаж вокруг духовной музыки и несметное число ансамблей и хоров, одержимых идеей нести эту музыку в массы. Время, как строгий режиссер, оставило на сцене только самых достойных, для кого исполнение духовной музыки  равноценно служению — смиренному и бескомпромиссному. В числе первых коллективов, возникших в то переполненное событиями время, был ансамбль духовной музыки «Благовест», которым с самого начала и по сей день руководит  талантливый дирижер Галина Кольцова.

Галина Кольцова. Наш коллектив сложился в церкви, где тоже процветали свои запреты. Нам вменялось в обязанность петь простые, привычные, «завизированные» церковным начальством песнопения, а музыка выдающихся композиторов — воистину духовная, но не привычная для уха прихожан, не допускалась. Мне как регенту не раз запрещали мои творческие «эксперименты». Наконец, судьба привела меня в подмосковную Николо-Архангельскую церковь, где и настоятель храма отец Евгений, и староста Дмитрий Дмитриевич — оба просто обожали церковный хор, позволяя петь все, что нам было интересно. И это было золотое время в нашей биографии.

Получив столь благоприятные условия для творческого самоопределения, возможно, ансамбль Галины Кольцовой так и оставался бы церковным  коллективом, если бы не произошло одно важное событие  …в мире науки.

Галина Кольцова. В 1987 году Академия наук проводила международную научную конференцию, в организации которой принимал участие мой муж — физик. И он предложил мне устроить концерт духовной музыки  для участников конференции — прямо в церкви. Мне очень понравилась эта идея, но кто же разрешит такое? Однако, и настоятель нашего храма, и староста горячо поддержали мою просьбу. По их распоряжению на подворье начали сколачивать скамьи: иностранцы  ведь не привыкли стоять в церкви. Но, тут раздался звонок из местного отделения КГБ: «Никаких концертов и никаких иностранцев!» Процесс сколачивания скамеек пришлось приостановить. Но, физиков остановить уже было невозможно. Они обратились «куда следует» и получили разрешение.  В назначенный день к нашему храму подогнали «икарусы», в которых сидели светила мировой науки, включая  гениального физика и космолога Стивена Хоукинга, о котором лишь недавно у нас начали писать и показывать телепередачи. А тогда  я впервые увидела этого удивительного человека — его умные глаза и неподвижное тело в коляске. Вот так «экстравагантно» мы начинали свою концертную деятельность: спели свой первый концерт для физиков в церкви села Никольское.

 «За благом вслед идут печали, печаль же — радости залог».

      Первые концерты коллектива состоялись в Зарядье, где в те годы  все церкви  существовали как музеи. Репетировали в помещении колокольни святого Георгия, а концерты давали в этих музеях или безвозмездно или за небольшой гонорар.

Галина Кольцова. И я стала думать — как жить дальше? Это  было время кооперативов, и я тоже решила создать кооператив. Пошла в Исполком, где нас, как будущих кооператоров, встретили с распростертыми объятиями. Ведь все кооператоры  торговали — кто пирожками, кто — овощами, а мы предложили духовную музыку!

К 1988 году, когда весь христианский мир торжественно отмечал 1000-летие крещения Руси, ансамбль «Благовест» уже имел репутацию не только превосходного исполнителя русской духовной музыки, но также — активного просветителя. Что ни концерт, то масса неизвестных сочинений хорошо известных авторов — Чайковского, Рахманинова, Кастальского, Гречанинова или целый список забытых имен. «Благовест» представлял  ретроспективные циклы, которые  посвящалась разным школам и разным стилям,  скажем, «Московская синодальная школа» или «Петербургская школа разных эпох».  Впервые зазвучала духовная музыка Виктора Калиникова (родного брата Василия Калиникова), Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Кастальского и многих композиторов русского зарубежья.

Без  участия ансамбля «Благовест» не проходил ни один фестиваль православной музыки, организованный неутомимым Георгием Поляченко. Причем, в отличие от многочисленных фестивальных коллективов, предлагавших «сборную солянку» из разрозненных духовных песнопений, «Благовест»  акцентировал свое внимание на масштабных хоровых фресках, таких как «Вселенская месса», «Демественная» литургия Александра Гречанинова, « Русский Реквием» Александра Чеснокова,  оратория «Хождение Богородицы по мукам» Н.Н. Черепнина и т.д.

Галина Кольцова. Но, после того, как в 1991 году случилась «революция», мы сели на мель. Все обнищали, филармонии перестали нас принимать, концерты прекратились. Последнее наше выступление состоялось в мае 1992 года, когда мы исполнили  в Большом зале консерватории «Хождение Богородицы по мукам», и я отпустила моих хористов на все четыре стороны. В течение всего лета я рыдала, а мои певцы, чтобы не травмировать меня, боялись мне звонить. Это было  ужасное время, о котором даже сейчас, спустя  более 25 лет, я не могу спокойно вспоминать. Но, мы все-таки вышли из кризиса, благодаря моему мудрому мужу, которого я считаю «крестным отцом» нашего ансамбля. Он посоветовал обратиться в Комитет по культуре г. Москвы, где председателем в то время был Игорь Борисович Бугаев, как оказалось истиный меломан и большой наш поклонник.  Он не мог поверить, что «Благовест» оказался в таком  плачевном положении. На следующий же день нас оформили как  коллектив Комитета по культуре, который поддерживал в основном московские театры. А мы стали единственным ансамблем духовной музыки в этом списке. С этого момента у нас появилась возможность обновлять костюмы, покупать ноты, осуществлять концертные поездки. Начался светлый период в нашей жизни, и мы вновь стали много выступать. Во время наших гастролей в  небольших городах я не раз наблюдала, как бабушки вставали и молились, особенно, когда звучала «Херувимская». Они  в этот момент просто не могли сидеть. А потом подходили и говорили: «Вы нам привезли церковь, ведь у нас в селе или районе нет ни одной церкви, нам негде молиться».

Открытое окно  в Европу

К началу нового столетия  на концертах ансамбля русской духовной музыки «Благовест» зазвучали европейские шедевры:  Бах и Гендель, Моцарт и Гайдн, Глюк и Скарлатти, Палестрина, Монтеверди, Перголезе.  Казалось бы, перестроиться с русской музыки на западную не так легко: иное звукоизвлечение, иная эстетика, иные традиции.

Галина Кольцова. Не надо искусственно возводить барьер между русской и западной музыкой. Надо просто понимать и чувствовать разные стили. Та же музыка  барокко — не однородное явление. Немцы, итальянцы, французы – у всех свои традиции исполнения. Существует, разумеется, и русское барокко, высшим образцом которого является музыка дьяка Вас.Титова – русского Баха. И тут надо знать — как обучить хор, чтобы он правильно пел, чтобы не получилась русская народная песня вместо сочинения Баха или Генделя. Мне очень помогает то, что по первому образованию я — скрипачка, всегда добивалась от моих певцов инструментального звучания — воздушного,  легкого, штрихового, прозрачного. Все это входит в эстетику и западно-европейского, и русского исполнения. Для достижения этой цели существует огромное количество вокальных приемов, сходных с инструментальными. Конечно, это мастерство дается не легко. Иногда нескольких часов не хватает, чтобы одна фраза прозвучала в стиле. Представьте, сколько нужно времени и усилий, чтобы каждое произведение отточить во всех деталях. Это огромная скрупулезная работа. Но я люблю репетировать потому что начинаешь искать, пробовать, и в тот момент, когда что-то получается,  испытываешь полнейший восторг, просто наслаждение:  сорвала сочный плод и вкусила.  Но в отличие от меня хористы репетировать не любят — только я войду во вкус, а они уже устали. Когда я говорю им, что завтра не надо репетировать, они радуются. Но я все равно люблю их, как своих детей.

Весь мир — театр, а кто же в нем хористы?

    Хоровой  коллектив — это магия звука, динамика  музыкальных образов и абсолютная статика на концертной эстраде. Но ведь артисту порой так не хватает движения. И вот в какой-то момент привычные сценические рамки ансамбля были раздвинуты, и в творческую жизнь «Благовеста» ворвался театр.

Галина Кольцова. Я обожаю работать в наших театральных постановках. Мне нравится игра, меня завораживает театральное действо. Я с какой-то детской верой ощущаю, что все происходящее на сцене абсолютно реально.  Нашим первым опытом была средневековая мистерия «Пещное действо», которая  в последний раз была сыграна в 1911 году в Успенском соборе Московского кремля.  Спустя 80 лет мы возродили ее и представили вместе с артистами Гоголевского театра.

Незабываемым событием в  нашей жизни  было участие в  опере Глюка «Орфей», поставленной  режиссером Борисом Мильграмом  в Эрмитажном театре  Петербурга. Этот спектакль объединил оркестр Саулюса Сондецкиса, известных солистов: Эрика Курмангалиева, Яну Иванилову, Олега Рябца. А мои хористы, которые   не только пели, но и танцевали, водили хороводы вокруг  Эвридики, участвовали в мизансценах, почувствовали себя  не только певцами, но и актерами.  Мне очень хочется повторять эту постановку, чтобы это произведение оставалось у нас в репертуаре как спектакль.

В театральной биографии «Благовеста» есть еще одна страница — «экзотическая», а именно,  опера Владислава Агафонникова «Ли –Сун-Син», посвященная легендарному корейскому военачальнику 16 века. Как удалось русскому ансамблю воплотить непостижимый дух востока, не говоря уже о языке оригинала?

Галина Кольцова. Эту оперу корейцы  заказывали разным  композиторам — в Италии, в Германии, но ни у кого из них  не получилась «корейская»  музыка. А когда заказчики обратились к Владиславу Агафонникову, результат их вполне устроил. Русскому композитору удалось создать корейскую оперу. Мы исполнили ее в Сеуле вместе с солистами Большого театра. Правда, наш хор был «укреплен» корейскими певцами, так как петь по-корейски — задача не простая. В результате мы отвечали за звук, а они — за произношение. И получился отличный творческий альянс. Во всяком случае, корейская публика была довольна. Мы показали эту оперу еще в «Балтийском доме» в Петербурге, но представить ее в Европе, как это планировали корейцы, пока не удалось.

У истоков православного искусства.

Как известно,  для русского ансамбля духовной музыки одним из самых притягательных мест в Европе является Греция — колыбель православной культуры, где «Благовесту» удалось побывать неоднократно. Впервые это случилось в 1995 году, когда ансамбль был приглашен на остров Патмос, где он представлял Россию на Вселенском праздновании 1900-летия «Книги откровения» (Апокалипсиса) Иоанна Богослова.

Галина Кольцова. Мы выступали на площади у древней пещеры, над которой теперь находится церковь в присутствии православных патриархов и митрополитов. Это был не просто концерт, а настоящее театрализованное действо: известная греческая актриса Ирэна Папос читала Апокалипсис на греческом языке, а мы выходили на сцену и исполняли православные песнопения. В этой акции участвовали также хоры греческие, болгарские,  грузинские. Впечатление незабываемое! Это событие освещало телевидение европейских стран.

Второй раз — в 1997 году мы были в Салониках на форуме «Культурные столицы Европы», а в третий раз — в 2004 году  принимали участие  в культурной программе Олимпийских игр в Греции. Мы тогда были в числе 38 стран участников — целый хоровой парад, который устроили на стадионе в древней Олимпии.

Если говорить о наших европейских путешествиях, то очень значимой для нас была поездка в Зальцбург, где мы выступали по приглашению архиепископа Зальцбургского. Причем, впервые  русский хор участвовал в богослужении в Зальцбургском соборе. Это был праздничный день святого Руперта — главного покровителя Зальцбурга. Служба в соборе сопровождалась мессой С – dur

В.А. Моцарта, а во время причастия «Благовест» исполнил духовные концерты П.Чеснокова и Вик. Калинникова. В конце мессы около алтаря мы исполнили сочинения С.Рахманинова. Такое в русской православной церкви невозможно до сих пор. Поэтому, все новое и интересное мы исполняем только в концертных  залах.

Говорят, что несмотря все превратности российской жизни, наша страна переживает новый виток духовного возрождения. Во всяком случае,  за последнюю четверть века интерес композиторов к духовной музыке не ослабевает, что для ансамбля «Благовест» является  «информацией к размышлению».

Галина Кольцова. Из этого обилия новых партитур я выбираю сочинения только тех авторов, которые понимают суть и смысл духовного искусства, а не просто  хватаются за канонические тексты, считая  их гарантом успеха. Для нас много пишет композитор Антон Висков, с которым у нас давно сложился прочный творческий союз. В нашем репертуаре уже несколько его крупных хоровых циклов.  Это — «Праздник Рождества», который исполняется и как хоровой концерт и как театральный спектакль. Каждый год в дни пасхальных праздников  мы поем его цикл «Пасха красная».Одно из моих любимых сочинений Антона Вискова «Великопостный цикл» на тексты из Голубиной Книги. «Благовест» был также первым исполнителем уникального опуса Антона Вискова — оратории  «Христиане», посвященной песнопениям первых христиан. Это сочинение основано на материале, собранном Александром Кастальским, который в свое время сделал реставрации песнопений  древних христиан, используя в основном западные исследования по истории старой христианской музыки разных стран.  Эту работу Кастальский, конечно, осуществлял не для концертного исполнения. А Антон Висков, основываясь на этом материале, создал  масштабные музыкальные картины, где  воссозданы эпизоды богослужений в катакомбах, когда первые христиане собирались тайно, или праздничные шествия христиан. В этом сочинении звучат  интересные восточные  напевы, например, «Богородице, Дево,  радуйся» на абиссинском языке, где стилизуются характерные  лады, ритмы, темпы, которые не укладываются в наши традиционные представления о том, какими должны быть православные песнопения.  Но — это взгляд в историю, попытка представить как это могло звучать, как это могло выглядеть в те далекие времена.

    В этом сезоне нам также посчастливилось познакомиться с музыкой композитора Анреса Уйбо. В Кафедральном соборе впервые в России прозвучала его грандиозная симфония с хором «Апокалипсис».    

Госприемка  — двигатель  регресса.

Модернизация разных областей нашей жизни, как новое веяние времени, коснулась творческого коллектива самым  неожиданным образом. Бюрократия в управлении культурой сегодня похожа на удавку…

Галина Кольцова. С тех пор, как нам вменили Госзадание наша жизнь стала похожа на сказку… о Золушке. В Госзадание в частности входит проведение не менее 50 концертов в сезон. Это примерно 5 концертов в месяц. Нагрузка непомерная, потому что один концерт из пяти  я могу подготовить самым тщательным образом, а остальные пойдут на автопилоте. На мой взгляд, культуру довели до какого-то конвейра.  Если  оркестр легко может выучить две программы в месяц, то хор — это совсем другой художественный организм. Это — живой биоинструмент, который не только надо настроить на каждое отдельное сочинение, но на нем надо целый месяц «играть», чтобы подготовить программу. А лучше — два месяца. Более того, старые программы тоже необходимо всякий раз «реанимировать».Хор через некоторое время всегда «размагничивается», если программа не «обкатана» много раз, как это было прежде: выучили и — на гастроли по городам. Сейчас о гастролях говорить не приходится, т.к. филармонии чаще не готовы платить за дорогу и проживание. Но в Москве мы должны всякий раз показывать все новые и новые программы, т.к. одна и та же программа не может идти одновременно в разных залах – это противоречит нашим с ними договоренностям. Так что сейчас я  работаю не благодаря, а вопреки не самым лучшим обстоятельствам. Спасает только мой оптимизм. Я столько пережила за  годы существования ансамбля — и «революции», и дефолты, и замораживания счетов. И переживу все, что заготовила судьба, потому что я — заложница своей идеи».

С Галиной Кольцовой беседовала Ирина Зимина.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК

№ 9 2007 г.

«НА ПОРОГЕ ДУХОВНЫХ СВЕРШЕНИЙ…»

ОЛЕГ АНТОНОВ

С именем Московского ансамбля духовной музыки «Благовест» связана целая эпоха в развитии отечественного хорового искусства. Вот уже двадцатый сезон имя коллектива не сходит с афиш крупнейших столичных залов. Масштабы созданного поражают воображение:

МУЗЫКАНТ КЛАССИК

№ 05-06, 2007 г.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ ВЫСОКОГО ДУХОВНОГО ЗВУЧАНИЯ

ЕЛЕНА ДОЛИНСКАЯ

профессор Московской консерватории

Воплощение звуковых образов из летописи отечественной музыкальной истории — сложнейшая задача, требующая и художественного и научного подхода. Именно эта идея стала не только сутью проекта Московского ансамбля духовной музыки «Благовест», но и реальным воплощении на сцене древнего художественного памятника Руси. Под руководством даровитого мастера, Галины Кольцовой, руководимый ею коллектив представил «Пещное Действо», музыкальная реконструкция которого была осуществлена Александром Кастальским.

2005 год. 
«Из глубины веков».

3 июня 2005 года в помещении Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского Московским ансамблем духовной музыки «Благовест» совместно с Московским музыкальным театром юного актера в рамках проекта «Открытая сцена» состоялась премьера удивительного музыкального спектакля, обозначенного как «древнерусская духовная мистерия по книге Пророка Даниила» — «Пещное действо». Постановка была осуществлена давним другом Ансамбля, замечательным современным режиссером — Александром Федоровым.

Неповторимое, захватывающее действо Строго и набожно звучали суровые древние напевы в интерпретации артистов Ансамбля. Необычные сценические эффекты — огонь в «пещи», сошествие Ангела, яркая, драматически насыщенная игра актеров (в роли Царя Навуходоносора неподражаемо выступил сам постановщик спектакля) — словно бы переносили слушателя в атмосферу средневековой Руси, в те времена, когда на Руси впервые появились подобные, перенятые из далекой Византии, образцы религиозного театра. Трогательные голоса отроков, не предавших свою веру, вызывали неподдельные сопереживания всего зрительного зала. Поэтому особенно радостно звучали звуки заключительных хоров, когда сошедший с небес ангел извел отроков из пламени раскаленной пещи, погубив их мучителей, тем самым воплотив извечную Божественную идею победы добра над злом, жизни над смертью.

Музыка Александра Кастальского, восстановившего Действо в начале двадцатого века, нашла свое непревзойденное воплощение во впечатляющих интерпретациях Галины Кольцовой и артистов руководимого ею ансамбля «Благовест».

Мне представляется, что мало кто из современных исполнителей способен столь глубоко и убедительно раскрыть авторский замысел этого выдающегося композитора, основателя Новой русской школы церковного пения (направления, которое было открыто для современных слушателей, во многом, благодаря просветительской деятельности «Благовеста».

Антон Храмов.

К ЕДИНСТВУ

№ 2 2005 г.

«ВО ИМЯ ЛЮБВИ»

Антон ВИСКОВ

(К юбилею Московского ансамбля духовной музыки «Благовест»)

В этом году знаменитый Московский ансамбль духовной музыки «Благовест» перешагнул пятнадцатилетний рубеж своей творческой деятельности. Кажется, что совсем недавно Москва полнилась слухами о некоем новом удивительном коллективе, который исполняет неслыханную доселе, запрещенную музыку. Помню толпы страждущих достать лишний билетик у подъезда Большого зала Консерватории. В программе — духовные арии и «Демественная литургия» Гречанинова, та самая, «Сугубую ектенью» из которой так любил исполнять Шаляпин. Редчайшие, дивные голоса, удивительная таинственная сотканность их в некую бесплотную звуковую кисею. Необычным было и то, что хором управлял не традиционный хоровой дирижер, а церковный регент, чего не встречалось ранее на наших концертных подмостках, и не просто регент, а необычайной красоты, с характерной внешностью русских васнецовских красавиц молодая женщина.

К ЕДИНСТВУ

№ 1 2005 г.

«ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО»

Антон ВИСКОВ

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Псалом 135.1

Одним из характерных явлений русской духовной культуры XV —XVI веков были так называемые религиозные действа, представлявшие собой театрализованные изображения отдельных эпизодов Священного Писания, вводившиеся в состав торжественного праздничного богослужения, что придавало последнему особую пышность и драматическую образность. Наиболее развитыми элементами театральности обладало «Пещное действо», в основу которого был положен библейский рассказ пророка Даниила о трех иудейских отроках — Анании, Азарии и Мисаиле, брошенных слугами вавилонского царя Навуходоносора (годы царствования — 605 — 562 до н.э.) в горящую «пещь» за отказ поклониться золотому идолу, воздвигнутому этим царем.
Они сохранили верность своему Богу и получили от него чудесное спасение.
«…Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской».

МУЗЫКАНТ КЛАССИК

№ 3 2004 г.

В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИ — ХОРОШИЕ ВРЕМЕНА ГОДА

ЕЛЕНА ДОЛИНСКАЯ

профессор Московской консерватории

Сергей Прокофьев как-то образно сказал: «Если бы Гайдн дожил до наших дней, он стал бы писать примерно в таком же стиле…» Ив качестве демонстрации сочинил свою Первую симфонию, гордо обозначив ее как «Классическую». Многие страницы этой замечательной симфонической фрески действительно сделаны «под Гайдна». Не только Прокофьев, но и другие русские композиторы XX столетия вспоминали в своих сочинениях великого австрийца. Дмитрий Шостакович, например, сочинил свой блистательный Первый фортепьянный концерт как ранний образец отечественной полистилистики: он дал в нем намеки и на сам венский симфонический стиль, и на величественный мир инструментальных творений Малера, музыку которого боготворил, и, рядом, на легкомысленную оперетку. Ну, а в качестве чисто цитатного привлечения Шостакович использовал фрагмент из музыки Бетховена и, конечно, яркую аппликацию из Гайдна — фортепьянной сонаты ре мажор, одного из самых исполняемых его сочинений. Исполняется же сегодня из Гайдна далеко не все. С одной стороны, в этом повинна неисчерпаемость творческого наследия великого композитора, оставившего миру более сотни симфоний, полусотни струнных квартетов. И так уж случилось, что среди гайдновских произведений есть и лидеры, то есть наиболее часто исполняемые опусы (в их числе, например, «Прощальная симфония», симфония «Часы», «С ударом литавр»), и те партитуры, которые озвучиваются крайне редко. Хочется в этой связи отметить энтузиазм исполнителей, которые, пусть нечасто, но все же дают слушателям возможность познакомиться с творениями Гайдна в сфере монументальных форм. Речь идет о его ораториях «Сотворение мира» и «Времена года». Последняя с успехом прозвучала в преддверии Женского дня в Большом зале консерватории. В ее постановке главную функцию выполнили два дирижера: Рикардо Капассо (Италия) и Галина Кольцова, художественный руководитель Московского ансамбля духовной музыки «Благовест».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

№ 4 2003 г.

«РУСЬ ПЕВЧАЯ»

Елена ЧЕБЫШЕВА

В Коломенском, под сводами старинной церкви Вознесения, построенной в 1532 году в честь рождения будущего царя Ивана Грозного, состоялся Девятый благотворительный фестиваль православной духовной музыки «Русь певчая».

МЕЛОДИЯ КЛАССИКА

№ 3 2003 г.

«ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» АНСАМБЛЯ «БЛАГОВЕСТ»

15 лет со дня рождения коллектива

Считается, что критический срок для творческого коллектива как раз 15 лет. Переступив этот опасный рубеж, он часто либо распадается, либо становится «коллективом с традициями», где творческий дух вяло пожинает лавры былых художественных достижений. Абсолютное неподчинение этому странному закону творческого бытия демонстрирует ансамбль «Благовест», который справляет свой юбилей в превосходной творческой форме, что, в общем-то, не удивительно при таком лидере, как Галина Кольцова.

2003 год. 
«Пятнадцать лет пути».

Продолжается юбилейный 15-ый концертный сезон известного Российского коллектива — Московского хорового Ансамбля духовной музыки «Благовест».

Прошедшие годы — время напряженной работы по возрождению и претворению в практику современного исполнительства многих шедевров русской духовной музыки. Галине Васильевне Кольцовой художественному руководителю Ансамбля — удалось собрать вокруг себя замечательную команду единомышленников, среди которых — крупные современные исследователи русского музыкального наследия, такие, как Марина Рахманова, Татьяна Владышевская, композитор Антон Висков. Благодаря их трудам, а также подвижнической деятельности всех участников коллектива, удалось буквально из пепла восстановить и исполнить многие выдающиеся произведения, такие, как «Русский Реквием» А. Чеснокова, «Христиане» А. Кастальского, «Хождение Богородицы по мукам» Н.Черепнина, «Иоанн Дамаскин» В. Калинникова и многие другие.

Сейчас репертуар «Благовеста» насчитывает более 50 различных программ, составленных из наиболее выдающихся памятников отечественной духовной музыки.

Помимо этого, Ансамбль — постоянный участник исполнения больших ораториальных произведений западноевропейской классики, среди которых — «Реквием» В. Моцарта, «Мессия» Г. Генделя, «Страсти по Матфею», «Рождественская» и «Пасхальная» оратории И.С.Баха, «Stabat Mater» Д.Перголези и Ф.Пуленка.

«Благовест» — частый гость многочисленных отечественных и зарубежных Фестивалей. Не стал исключением и нынешний юбилейный год, который по интенсивности концертной деятельности, пожалуй, даже превзошел все предыдущие. Серию выступлений коллектив начал исполнением «Высокой Мессы» И.С.Баха в Большом Зале Московской консерватории, ставшим значительным событием столичной музыкальной жизни. Затем последовали концерты в рамках ряда фестивалей. На 3-ем Международном фестивале «Весна в Москве», посвященном Шаляпинскому юбилею, «Благовест» совместно со своим постоянным партнером — Дмитрием Степановичем — исполнял духовную музыку и народные песни из репертуара великого певца. В июне Ансамбль принял участие в 46 Глинкинском фестивале в Смоленске, где была показана программа «Ave Maria» — «Богородице Дево». В следующем месяце коллектив представлял Россию на грандиозном Форуме мировой духовной музыки, проходившем в различных городах Греции в связи с подготовкой празднования Олимпийских игр 2004 г. (концерты Ансамбля состоялись в Афинах, на Метеорах, в Солониках, в Олимпии). В августе «Благовест» был приглашен в старинный Ярославль на 11 Фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение», где дал несколько концертов, в том числе совместно со звонарями знаменитой Спасо-Преображенской звонницы, а также принял участие в спектакле «Элегия белых ночей», памяти Евгения Колобова, который состоялся в Театре имени Федора Волкова. В сентябре Ансамбль отправился в Таллинн, где на 10 Международном Фестивале духовной музыки «Credo» с большим успехом состоялись концерты в Зале «Эстония» и церкви Нигулисте. Впереди — участие в постановке оперы Владислава Агафонникова «Ли Сун Син», первой совместной работе России и Южной Кореи в жанре оперы, мировая премьера которой намечена на ноябрь в Санкт-Петербурге. Еще одна театральная работа коллектива этого сезона — сценическое представление «Праздник Рождества» по мотивам славянского фольклора, специально написанное для «Благовеста» композитором Антоном Висковым, и планирующееся для показа к Новому Году.

Хочется пожелать всем участником Ансамбля продолжения столь же интенсивной и плодотворной творческой деятельности.

Антон Храмов.

«Российская музыкальная газета» 1998 год. 
«Россия — Европа: музыка без границ!»

« 17 августа, когда в Московском концертном сезоне царит привычное затишье, внимание любителей музыки привлекла афиша при входе в концертный «Зал на Пречистенке». Она сообщала, что здесь состоится концерт ансамбля «Благовест» и камерного оркестра «Харлесхойзер» из города Кассель /Германия/. Привлекла внимание и программа, в которой значилось первое исполнение в России музыки двадцатидвухлетнего Моцарта к спектаклю «Король Томас из Египта» и весьма редко звучащая в концертах Вторая симфония Шуберта. В первом отделении прозвучали Месса Соль-мажор и «Аве Мария» Шуберта под управлением Г. Кольцовой. Она легко нашла общий язык с оркестром и сочинение восемнадцатилетнего автора в целом прозвучало яко, насыщенно и распевно».

Елена Долинская
доктор искусствоведения
профессор московской консерватории
заслуженный деятель искусств России

Газета «Вечерняя Москва» 1995 год. 
«Поет «Благовест». 
«ВОЗВЫШЕННО, СТРОГО, СВЕТЛО.»

«Как далека, казалось бы, от суетности сегодняшнего дня музыка духовная. Но как нужна сегодня эта необходимейшая точка душевной опоры, без которой разум не в состоянии осознать всего происходящего. В нашу драматическую эпоху именно духовной музыке уготована особая роль. Всему этому убедительное подтверждение несла очередная встреча с ансамблем «Благовест». Регент Галина Кольцова, художественный руководитель этого выдающегося по мастерству ансамбля продемонстрировала в Рахманиновском зале консерватории программу из цикла «Шедевры русской духовной музыки. Московская Синодальная школа». И было что-то таинственно завораживающее в том, что в изумительном акустическом пространстве зала бывшего Синодального училища, которому так справедливо ныне придано имя С. Рахманинова, звучали подлинные жемчужины русского духовного наследия».

Елена Долинская
доктор искусствоведения
профессор московской консерватории
заслуженный деятель искусств России

Газета «Московский комсомолец» 26 февраля 1995 год. 
«Седьмой Московский фестиваль духовной музыки»

«В этот день состоится концерт, посвященный именинам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, в котором примут участие представители Московского патриархата и русской православной церкви за рубежом. В концерте приняло участие 16 хоров из России, Украины, Белоруси, США, Швеции. Постоянный участник всех фестивалей — ансамбль «Благовест» расширит рамки православной традиции: в свою фестивальную программу он включил католическую Мессу русского композитора А. Гречанинова.

Газета «Музыкальное обозрение» 1995 год.

«Ансамбль «Благовест» в среде любителей и знатоков хоровой музыки заслуженно чтим и любим. С его именем связано возрождение музыки композиторов Московской Синодальной школы церковного пения. В Большом зале Московской консерватории им впервые были исполнены Литургия и кантата «Хождение Богородицы по мукам» А. Гречанинова. При его участии с огромным успехом прошло концертное исполнение оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Очередное выступление замечательного коллектива пройдет в очень уютном зале Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Название программы «М. Березовский и его время»

Газета «Вечерняя Москва» 1995 год. 
«Благовест не умолкает даже летом»

«Замечательный «Ансамбль духовной музыки «Благовест» и его талантливый художественный руководитель и дирижер Галина Кольцова предполагает представить в Большом зале Московской консерватории «Реквием» Керубини. В концерте прозвучит также духовное сочинение другого итальянского мастера — Монтеверди: будет исполнена оркестровая редакция «Магнификат», выполненная композитором Антоном Висковым. По словам художественного руководителя ансамбля Галины Кольцовой, ансамбль готовит так же и программу из ранних духовных произведений Моцарта, написанных им в возрасте 10-12 лет». /«Турне»/

Газета «Вечерняя Москва» 1995 год. 
«Памяти Марины Цветаевой»

«…Памятный день начался панихидой в храме «Большого Вознесения». Марина Цветаева любила посещать этот храм, который известен всему миру, как место венчания Пушкина и Натали Гончаровой. А потом в доме Марины «Благовест» естественно влился в «светскую» часть ритуала, блестяще исполнив сочинения А. Никольского, Д. Бортнянского, В. Калинникова,С.Рахманинова…»

Елена Долинская
доктор искусствоведения
профессор московской консерватории
заслуженный деятель искусств России

Журнал «Музыкальная академия» 1993 год.
«Ежегодный международный фестиваль «Наше наследие».

«…хочется верить, что исполнение «Хождения Богородицы по мукам» на открытии фестиваля «Наше наследие» станет началом возвращения в Россию Николая Черепнина, так же, как исполнение концертных духовных арий и месс Гречанинова — началом возвращения. Очевидно, что этих двух больших композиторов Русского Зарубежья мы должны вернуть в полном объеме их творчества. Начало возвращения Черепнина и Гречанинова удалось положить благодаря ансамблю духовной музыки «Благовест» и его руководителю Галине Кольцовой. «Благовест», безусловно, входящий в первую пятерку Московских хоров, не имеет спонсорской поддержки, но стремление к совершенствованию мастерства, к расширению художественного мира, железная воля к преодолению трудностей, щедро подкидываемых нашей жизнью, сделали то, что маленький по составу «Благовест» звучал в Большом зале консерватории прекрасно: на фоне изощренного оркестра в Черепнине, и на фоне мощного органа в Гречанинове.»

«Наследие» уже второй год встречается с «Благовестом», и многие дальнейшие наши планы невозможны без этого сотрудничества».

Марина Рахманова.
Государственный институт искусствознания.
Доктор искусствоведения, профессор

Журнал «Музыкальная академия» 1992 год

«…на четвертом Московском международном фестивале духовной музыки еще раз подтвердил свое «основополагающее» значение ведущий коллектив прошлых фестивалей — «Благовест», исполнив с присущим ему мастерством несколько содержательных программ из сочинений «новой школы»: А. Кастальский, В. Калинников, Н. Черепнин».

Марина Рахманова.
Государственный институт искусствознания.
Доктор искусствоведения, профессор

Газета «Аргументы и факты» 1991 год

«Издательство евангельских христиан «Протестант» совместно с Московским драматическим театром имени Н. Гоголя поставило новый спектакль «Пещное действо» — духовную мистерию по книге пророка Даниила. В постановке принял участие ансамбль духовной музыки «Благовест». Режиссер спектакля Владимир Драгунов. Заполненный до отказа зрительный зал доказал, что в наших черствых душах пробуждается религия…»

Олег Ильин.

«Независимая газета» 1991

«…неизменна только классика. Она всегда соответствует. Соответствовала и в этот вечер. Замечательно, потрясающе играли Юрий Башмет и Лилиана Исакадзе, Наталия Гутман, оркестр Большого театра, пел ансамбль духовной музыки «Благовест». И это действительно производило впечатление, затрагивало за живое…»

Вера Колосова

Газета «Южный Урал» Оренбург 1990 год
«Не оскудеет рука дающего.»

«Наконец- то мы осознали, что духовная музыка, так же, как культовая живопись и слово священника созидают в человеке Творца, очищают и возвышают душу. Такой эффект заметен на концертах Московского ансамбля духовной музыки «Благовест». В этом смогли убедиться множество людей, заполнивших до отказа Никольский кафедральный Собор Оренбурга, где за Всенощным бдением пел «Благовест». Строгость и стройность их звучания, по отзыву настоятеля собора о. Василия, покорили сердца всех присутствующих».

Л. Пешкова.

Журнал «Советская музыка» 1990 год.

« Тепло встретила публика своих любимцев — хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест» / Г. Кольцова /. Как на первом, так и на втором фестивале «Благовест» демонстрировал музыкальность и изысканный репертуарный вкус».

«Очевидно, участникам ансамбля будет небезынтересно узнать мнение об их пении одного из последних «могикан» Синодального хора А. Смирнова, нашедшего близкое сходство между «Благовестом» и известным в Москве в предреволюционные годы смешанным хором предпринимателя Ю. Каютова.

Хор этот пел в ныне несуществующем храме преподобного «Пимена» в «Старых Воротниках», возглавлял же его Н. Данилин, выдающийся хоровой дирижер, главный дирижер Синодального хора, профессор Московской консерватории».

Марина Рахманова.
Государственный институт искусствознания.
Доктор искусствоведения, профессор

Газета «Культура». Мюнхен /Германия/ 1989 год.

«Русский духовный хор покоряет Кремль!»
«… их песнопения покоряют сердца слушателей не только в России…»,
«… это — космическая музыка…»,
«…спустя 70-летие после октября церковная музыка вновь зазвучала в России, и исполнителем ее был ансамбль «Благовест»,
«… низкие голоса ансамбля способствуют плотному, равномерному звучанию а-капелла…»,
«…мягкий, плавный звук ансамбля лишен печати псевдо-русского фольклора…»

Газета «Волга» Астрахань 1989 год.

«Фестиваль вокального искусства им. В.Барсовой и М. Максаковой представил нам целое созвездие замечательных певцов. Однако выступление в рамках фестиваля хорового ансамбля «Благовест» вызвало не меньший слушательский интерес, чем концерты прославленных оперных и камерных исполнителей. Выступление ансамбля в летнем театре создало атмосферу душевного покоя, отдохновения, вызвало желание погрузиться в живое задушевное звучание красивых певческих голосов…»

Л. Власенко
зав. кафедрой хорового дирижирования
Астраханской консерватории

Газета «Южный Урал» Оренбург 1988 год 
«После концерта. «МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА»

«Аншлаг! Аншлаг на всех семи концертах «Благовеста» был полный, успех — потрясающий. Впрочем, это как раз и не удивительно. Ведь более семи десятилетий такая музыка не звучала на концертной эстраде. Созданный год назад «Благовест» стал первым в стране коллективом, исполняющим церковную музыку на профессиональной эстраде…».

«Пожалуй, этот хоровой ансамбль на сегодняшний день едва ли не единственный уникальный коллектив, сочетающий в себе два качества, одинаково важных в исполнении духовной музыки. С одной стороны — это высокий уровень профессионализма. С другой стороны — это осознание высшего смысла, которыми исполнены культовые произведения — их одухотворенность. Не случайно и название ансамбля «Благовест». Он несет людям благую весть о духовном возрождении. Завершить же эту статью я хочу надеждой на новую встречу с прекрасным ансамблем и пожеланиями с которыми артисты обращались к слушателям, на этот раз адресовав его: «Многая и благая лета» тебе, «Благовест!».

Журнал « Музыкальная академия » 1988 год .

«Облик «Благовеста», созданного на основе клироса Московского Николо-Архангельского храма около года назад, совсем иной. Возглавляемый Г. Кольцовой, дирижером очень энергичным, волевым и одновременно элегантно — точным, этот хор отличается отменным подбором голосов, прекрасной сбалансированностью партий, отличным ансамблем. Установка на естественность звукоизвлечения сообщает звучанию «Благовеста» легкость, гибкость, благородство. К этому добавляется верное ощущение всеми участниками традиции исполнения церковного репертуара. «Благовест» ассоциируется скорее с рафинированным церковным хором конца ХIХ — начала ХХ века, тем более что он специализируется главным образом на интерпретации Московской синодальной школы этого периода: А. Кастальский, А. Никольский, П. Чесноков, и, конечно, С. Рахманинов».

Марина Рахманова.
Государственный институт искусствознания.
Доктор искусствоведения, профессор