cover6

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК

№ 9 2007 г.

 

«НА ПОРОГЕ ДУХОВНЫХ СВЕРШЕНИЙ…»

 

ОЛЕГ АНТОНОВ

С именем Московского ансамбля духовной музыки «Благовест» связана целая эпоха в развитии отечественного хорового искусства. Вот уже двадцатый сезон имя коллектива не сходит с афиш крупнейших столичных залов. Масштабы созданного поражают воображение:

здесь и крупные духовно-просветительские циклы концертов: «Православие и духовная музыка», «Шедевры мировой духовной музыки», «Музыкальная Библия», «Музыкальная история человечества», здесь и монографические программы, посвященные творчеству крупнейших композиторов: Вивальди, Баха, Моцарта, Шуберта, Ф.Пуленка, тематические проекты, такие как «Аве Мария» – «Богородице Дево» или «Христос на Бродвее», театральные постановки: «Орфей и Эвридика», «Пещное действо», «Праздник Рождества». Без «Благовеста» не обходятся исполнения многих выдающихся ораториальных произведений, таких, как, например, «Реквием» Моцарта или «Страсти» и «Высокая» месса И.С.Баха, «Мессия» Г.Ф.Генделя, «Вселенская месса», «Демественная литургия» А.Гречанинова. Коллектив востребован, его ждут слушатели, без него невозможно представить современную картину нашей музыкальной жизни. 
Однако мне представляется, что сейчас, в канун своего двадцатилетия, «Благовест» стоит на пороге новых, неслыханных творческих свершений, для которых он духовно вызрел, и исполнить которые ему предначертано самой судьбой. Я имею в виду создание «Полной антологии русской духовной музыки». К этому коллектив шел все свои двадцать лет, в этом его главное предназначение в истории музыкальной культуры, ибо нет сейчас другого исполнителя, способного на столь высоком художественном уровне осуществить сию грандиозную задачу, совершенно уникальную и абсолютно необходимую в нашу знаменательную эпоху «собирания камней» величественного духовного здания под названием «Россия». 
Уже в момент своего основания «Благовест» руководствовался идеей возрождения традиций и репертуара Московского Синодального хора, творческим пафосом которого в начале ХХ века было обращение к древним пластам национальной культуры. И эта духовная нить, протянувшаяся сквозь века, была путеводной для «Благовеста» на протяжении всех лет творческого пути. 
Часто бывая на концертах прославленного коллектива, я постоянно ощущал некое духовное единство между «Благовестом» и знаменитым Светлановским оркестром того периода, когда Евгений Федорович создавал свою монументальную антологию русской симфонической музыки. Та же необыкновенная слитность, спетость артистов, те же высокие задачи возрождения нашего музыкального наследия, даже сама харизматическая личность Е.Ф. Светланова во многом напоминает мне яркий образ художественного руководителя «Благовеста» Заслуженной артистки России, Академика Международной Академии творчества Галины Васильевны Кольцовой, чья творческая энергия лежит в основе и вдыхает жизнь во все самые смелые начинания Ансамбля. Напомню, что сам Евгений Федорович чувствовал некое духовное родство с Галиной Кольцовой, когда давно, еще на заре «Благовеста», предлагал ей продирижировать своим прославленным коллективом и исполнить грандиозную ораторию Н.Черепнина «Хождение Богородицы по мукам». 
Сама идея Антологии принадлежит Галине Кольцовой. Собранная ею на протяжении многих лет обширная библиотека русской духовной музыки, наглядно демонстрирует, какими потрясающими духовными богатствами обладает наша страна, сколько поразительной по художественной силе и духовной глубине музыки еще сокрыто от нас и подобно бесценным кладам таится на книжных полках. Многое вообще сохранилось только в рукописях: почти безграничные собрания знаменных и партесных рукописей Исторического музея, «Ленинки» и «Салтыковки», архивы Глинкинского музея. Итальянцы, например, уже до последней, кажется, нотки выгребли из своих хранилищ произведения своих великих соотечественников, все изучено, неоднократно записано, живет, исполняется, способствует поднятию национального духа, служит предметом национальной гордости. Мы же, как скупой рыцарь, сидим на сокровищах и никому не хотим их показывать.
«Благовест» все двадцать лет занимался исследовательской работой: из небытия были воскрешены крупнейшие ораториальные русские произведения. Та же оратория Черепнина, «Иоанн Дамаскин» В. Калинникова, грандиозный «Русский реквием» Александра Чеснокова, многие бесценные произведения А.Кастальского, Виктора Калинникова, П.Чеснокова, А.Гречанинова, Н.Черепнина. Коллекция духовных произведений «Благовеста» поистине уникальна. Она ждет своего концертного воплощения и аудио-записи. Мне представляется, что никто сейчас, кроме «Благовест» не способен повторить столь величественный духовный подвиг, который осуществил Светланов в области национального симфонического искусства. И для этого есть все творческие условия. Не будет преувеличением сказать, что в последние время коллектив стал поистине эпицентром профессиональной хоровой жизни столицы: все больше и больше молодых людей приходят в сюда на прослушивание, желая работать именно здесь, как будто какая то неведомая духовная сила притягивает их, как будто чувствуют они возможность сопричастия к действительно эпохальному духовному событию. Галине Кольцовой удалось создать коллектив подлинных единомышленников, в котором нет места людям не одухотворенным идей созидания национальной культуры, людей настроенных на подвижничество, патриотов своего отечества. Только такой коллектив «пассионариев» способен решить насущную задачу создания первой в мире «Полной Антологии русской духовной музыки». 
Многие знают то удивительное, поистине мистическое ощущение таинственных духовных потоков, которые возникают между исполнителями и слушателями в момент, когда «Благовест» поет русскую духовную музыку: словно бы освобожденная от бренной оболочки душа парит где-то поднебесном пространстве, соприкасаясь с ангельскими крылами. Дух захватывает от предвкушения того, на создание каких художественных высот способен сегодня коллектив. 
Я просматриваю страницы партитур Чеснокова, Кастальского, Голованова и слышу внутренним слухом, как они поются знакомым до каждого отдельного голоса, звуком родного коллектива, и от всей души желаю, чтобы моя мечта, мечты многих моих соотечественников, всех ценителей русской культуры осуществились, и на свет появилась бы, наконец, исполненная «Благовестом» Антология отечественной духовной музыки. Так пожелаем Божьего благословения и помощи в осуществлении этих вдохновенных планов.