cover5

 

МУЗЫКАНТ КЛАССИК

№ 05-06, 2007 г.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ ВЫСОКОГО ДУХОВНОГО ЗВУЧАНИЯ

 

ЕЛЕНА ДОЛИНСКАЯ

профессор Московской консерватории

Воплощение звуковых образов из летописи отечественной музыкальной истории — сложнейшая задача, требующая и художественного и научного подхода. Именно эта идея стала не только сутью проекта Московского ансамбля духовной музыки «Благовест», но и реальным воплощении на сцене древнего художественного памятника Руси. Под руководством даровитого мастера, Галины Кольцовой, руководимый ею коллектив представил «Пещное Действо», музыкальная реконструкция которого была осуществлена Александром Кастальским

, главою Новой Московской Синодальной школы, еще в 1904-1907 гг.

Ансамблем «Благовест» была осуществлена новая редакция этого произведения, воспроизводящего действо непосредственного так, как это было в старину: вместе с песнопениями самой церковной службы, с использованием музыки «Всенощного бдения» А. Вискова и подлинных древнерусских средневековых распевов.

Декорации выполнены по эскизам подлинных средневековых предметов, хранящихся в Государственном Историческом музее.
Костюмы для постановки сшиты Аллой Коженковой по старинных зарисовкам, а также эскизам начала 20 века, написанным В.М.Васнецовым.

Произведение уже было показано со сцен Драматического театра имени Гоголя, в Большом и Рахманиновском залах Московской Консерватории, в Музее Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Последнее по времени исполнение состоялось в Камерном зале Московского международного Дома музыки, и надо сказать сразу: залы разные, но ситуация повторялась неизменно — равнодушных не было, — когда ансамбль «Благовест» в своем выступлении приближался к религиозному театру.

mc05

Заметим, что в современном хоровом творчестве (например, у В.Калистратова, Р.Щедрина) или исполнительстве (Саратовский хор под управлением Л.Лицовой, Камерный хор Консерватории под управлением Б.Тевлина) наличие прямого действия в реализации той или иной хоровой партитуры, оказывается весьма существенным компонентом выразительности. Словом, имеет место то явление, что определяется как «хоровой театр». Эту тенденцию очень творчески развивает и коллектив «Благовеста».

Постановка является научно-художественной реконструкцией подлинного русского религиозного представления, чрезвычайно распространенного на Руси, начиная с XVI века, и являющегося первым образцом русского профессионального театра. Его литературной основой служил рассказ библейской книги пророка Даниила о трех ветхозаветных отроках, отказавшихся служить золотому идолу, отправленных за это в раскаленную пещь и спасенных оттуда сошедшим с небес ангелом. Особое значение этому театрализованному действу придает тот факт, что оно является частью религиозного обряда, Всенощного бдения, и игралось, как правило, в городских кафедральных соборах (в Москве — только в Успенском соборе Кремля) во время крупных церковных праздников.

Обряд «Пещное действо» наряду с другими — действо Ваий, действо Страшного Суда и т.п. — представляет один из памятников церковно-обрядовой московской музыкальной культуры XVI-XVII вв. Исполнение действа совершалось в воскресение перед Рождеством (в день Святых Отец) или на неделю раньше («день святых Праотец»), в зависимости от того, на какой день недели приходилось празднование Рождества. Это представление привлекало всегда большое количество зрителей, среди которых были и простые люди из народа и высшая знать. В московском Успенском соборе на нем обычно присутствовали царь с царицей. «Чин пещного действа» регулярно совершался и в новгородском Софийском соборе, где он, возможно, и был впервые разработан.
Отечественные историки культуры, в частности, Николай Финдейзен (в «Очерках по истории музыкальной культуры в России с древнейших времен до конца XVIII века»), далее сообщают, что «Пещное действо», подобно «действу Ваий», было одним из любимейших в Московском государстве. Своей драматической формой (диалогами и диалогизированным пением), театральной обстановкой и эффектами (пылающая пещь, слетающий ангел) настолько интересовало всех, что даже царь Алексей Михайлович ежегодно присутствовал на нем вместе с царицей.

И вот перед слушателями уже XXI столетия предстал вариант современного прочтения древнего музыкального манускрипта, так талантливо реконструированного А.Кастальским. Но не только. Свою высокую лепту в хоровой спектакль-действо на религиозную тему внесли многие, в том числе режиссер Александр Федоров, давний друг «Благовеста». Создание же неповторимого звукового колорита спектакля принадлежит композитору Антону Вискову, автору музыки удивительно проникновенной. Она соединяет в себе как древнерусские музыкальные традиции, восходящие к эстетике допетровского театра, так и современные художественные установки, близкие и доступные нынешнему слушателю.

Строго и набожно звучали суровые древние напевы в интерпретации артистов Ансамбля, как нельзя тонко и точно способствовали целостности художественного восприятия древней мистерии просветленные хоры Вискова, обрамляющие спектакль.
Необычные сценические эффекты — огонь в «пещи» (в старину Пещь освещалась 150 свечами; на «действо» шло полтора пуда свечей и около пуда плакун-травы (Licopodium), имевшей свойство вспыхивать ярким пламенем), сошествие Ангела, яркая, драматически насыщенная игра актеров (в роли Царя Навуходоносора неподражаемо выступил сам постановщик спектакля) — словно бы переносили слушателя в атмосферу средневековой Руси, в те времена, когда на Руси впервые появились подобные, перенятые из далекой Византии, образцы религиозного театра. Трогательные голоса отроков, не предавших свою веру, вызывали неподдельные сопереживания всего зрительного зала. Поэтому особенно радостно звучали звуки заключительных хоров, когда сошедший с небес ангел извел отроков из пламени раскаленной пещи, погубив их мучителей, тем самым воплотив извечную Божественную идею победы добра над злом, жизни над смертью.

Представляется, что столь глубоко и убедительно раскрыть этот сложный замысел Галине Кольцовой (главному «двигателю» всего научно-художественного проекта) удалось по причинам самоочевидным: блистательное мастерство, отшлифованное долголетней практикой выступает вкупе с истинной любовью к родным корням. Браво!

mc06