cover1

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

№ 4 2003 г.

 

«РУСЬ ПЕВЧАЯ»

Елена ЧЕБЫШЕВА

 

 

В Коломенском, под сводами старинной церкви Вознесения, построенной в 1532 году в честь рождения будущего царя Ивана Грозного, состоялся Девятый благотворительный фестиваль православной духовной музыки «Русь певчая».

Фестиваль проходил при поддержке правительства Москвы, Российского Фонда культуры, а непосредственным его организатором является Государственный музей-заповедник «Коломенское». Впервые фестиваль прошел в 1993 году. Тогда он был единственным, подобных ему в России не было. В то время понятие «церковный хор» после десятилетий запретов, мягко говоря, звучало не слишком привычным. Искусство регента хора передавалось из поколения в поколение по наследству. Это потом уже было открыто отделение
по подготовке регентов на дирижерско-хоровом факультете Московской государственной консерватории имени Чайковского. По традиции фестиваль начинается в праздник Вознесения Господня. Честь открытия была предоставлена мужскому хору Российской академии хорового искусства, художественный руководитель - народный артист СССР, профессор Виктор Сергеевич Попов. Виктор Сергеевич поделился своими впечатлениями о фестивале в Коломенском.
— Для любого музыканта основа русской музыкальной культуры — это русская песня и духовная музыка. Развитие русской музыки идет из этих двух источников. На протяжении столетий происходит их взаимное проникновение и взаимное обогащение. Хор поет без музыкального сопровождения. Это — важное направление нашей духовной культуры. Долгое время, в годы засилья атеистической пропаганды, эта музыка звучала только в церкви. А если ее удавалось исполнять в концертах, то «Херувимская» № 7 Бортнянского превращалась в «Утреннюю песню», «Тебе поем» Рахманинова становилась «Тихой мелодией». Рахманинов написал «Всенощную» для концертного исполнения. И именно в таком исполнении она впервые прозвучала в 1915 году в зале Благородного собрания в Москве. Причем успех был такой, что вместо трех запланированных концертов пришлось дать пять. Композиторы думали о том, как сделать духовную музыку достоянием широких масс. Фестиваль в Коломенском «Русь певчая» дает дня этого широкие возможности.
В этот раз на фестивале выступали известные и любимые всеми хоровые коллективы — такие, как женская вокальная группа ансамбля духовной музыки «Благовест» (художественный руководитель — заслуженная артистка России Галина Васильевна Кольцова) и ансамбль духовной музыки «Сирин» (художественный руководитель — Андрей Котов). Эти творческие коллективы много делают для того, чтобы неизвестное или забытое музыкальное наследие стало достоянием зрителей. Они не впервые участвуют в фестивале «Русь певчая», их выступлений любители музыки ждут всегда с большим интересом.
На одном из концертов присутствовал композитор Антон Висков. Уже не первый год в исполнении участников фестиваля звучат произведения духовной классики в его обработке. Те любители музыки, которые следят за творчеством ансамбля «Благовест», знают о плодотворном сотрудничестве композитора с этим коллективом.
— В церкви Вознесения совершенно потрясающая акустика, — сказал Антон Висков. — Я осмотрел его весь, до самого купола, и мог только восхищаться искусством древних строителей, которые смогли добиться такого звучания. Концерт, на котором я был, проходил в пасмурный день. Но когда «Благовест» пел «Богородице Дево, радуйся», вдруг выглянуло солнце и осветило алтарь, царские врата...
На фестивале выступил известный в Москве церковный хор храма Св. Николая в Пыжах, регент — Ирина Смирнова, солистка — Лина Мкртчян. Не так уж часто мы видим несравненную Лину Мкртчян на сценах концертных залов, и каждое ее выступление становится событием. Украсило фестивальную программу выступление Народного коллектива Академического хора МГУ им. Ломоносова. Этот коллектив — старейший в России, в 2005 году он собирается отмечать 230-летие со дня основания. Хор — почти ровесник Большого театра, он существовал задолго до рождения Пушкина. С ним пели Собинов и Козловский, ему посвящали свои сочинения П.И. Чайковский и другие композиторы, он выступал с концертами во многих странах мира. Художественный руководитель хора — почетный член Всероссийского музыкального общества М.С. Аскеров.
— Сейчас в репертуаре хора более 200 произведений. Я бы сказал, что духовная музыка не занимает в нем основного места. Но она всегда была и есть в нашем репертуаре. Хор изначально существовал как исполнитель преимущественно духовной музыки. Эта традиция сохраняется с XVIII века. Мои предшественники — Сергей Владимирович Попов, Борис Владимирович Баранов, Юрий Владимирович Ухов создали высокую репутацию коллективу, который считался лучшим в Москве и в России. Первое время хор был мужским, т. к. до начала XX века женщин в России не принимали в университет. Смешанным хор стал уже после 1905 года. В нашем репертуаре — произведения Кастальского, Гречанинова, Шведова, концерт Архангельского «Помышляю день страшный», а также сочинения современных композиторов.
Дважды хор пел в храме Христа Спасителя. Это было в мае 2001 года, тогда проходили Дни славянской письменности и культуры. Нам приходилось выступать и в других храмах в Москве, в Смоленске, на хоровых фестивалях в Англии, Италии, Голландии.