Отзывы о наших выступлениях можно почитать здесь

Рецензия на концерт «Ностальгия по барокко» в Рахманиновском зале 15 октября 2017

Репортаж о концерте в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва 25 мая 2017 на телеканале «Культура»

Сюжет о концерте в ЦДХ 29 июня 2017, телеканал «Культура»

Духовные песни исторической Руси и Нового Света. Статья о концерте на фестивале имени Глинки в газете «Смоленские новости»

 

зимина

Ирина Зимина

Галина Кольцова:

"Я - заложница

своей идеи..."

 

К 25-летию ансамбля

"Благовест"

                        

    

      С тех пор, как был снят запрет на исполнение духовной музыки, прошла примерно четверть века. Подросшее с того момента поколение уже не верит в то, что, еще в начале 80-х годов прошлого столетия купить Библию  было невозможно, так же, как невозможно было услышать шедевры духовной музыки Рахманинова или Гречанинова в концертном зале. Впрочем, если уж быть абсолютно точным, иногда духовная музыка на сцене исполнялась, но ...без слов, как вокализ и с другим, безопасным названием. Например,  вместо песнопения «Тебе поем» из Литургии Рахманинова  в программе значилась «Тихая мелодия» или что-то в этом роде.

     Свежий ветер перемен вызвал к жизни невиданный ажиотаж вокруг духовной музыки и несметное число ансамблей и хоров, одержимых идеей нести эту музыку в массы. Время, как строгий режиссер, оставило на сцене только самых достойных, для кого исполнение духовной музыки  равноценно служению - смиренному и бескомпромиссному. В числе первых коллективов, возникших в то переполненное событиями время, был ансамбль духовной музыки «Благовест», которым с самого начала и по сей день руководит  талантливый дирижер Галина Кольцова.

 

Галина Кольцова. Наш коллектив сложился в церкви, где тоже процветали свои запреты. Нам вменялось в обязанность петь простые, привычные, «завизированные» церковным начальством песнопения, а музыка выдающихся композиторов - воистину духовная, но не привычная для уха прихожан, не допускалась. Мне как регенту не раз запрещали мои творческие «эксперименты». Наконец, судьба привела меня в подмосковную Николо-Архангельскую церковь, где и настоятель храма отец Евгений, и староста Дмитрий Дмитриевич - оба просто обожали церковный хор, позволяя петь все, что нам было интересно. И это было золотое время в нашей биографии.

 

     Получив столь благоприятные условия для творческого самоопределения, возможно, ансамбль Галины Кольцовой так и оставался бы церковным  коллективом, если бы не произошло одно важное событие  ...в мире науки.

 

Галина Кольцова. В 1987 году Академия наук проводила международную научную конференцию, в организации которой принимал участие мой муж - физик. И он предложил мне устроить концерт духовной музыки  для участников конференции - прямо в церкви. Мне очень понравилась эта идея, но кто же разрешит такое? Однако, и настоятель нашего храма, и староста горячо поддержали мою просьбу. По их распоряжению на подворье начали сколачивать скамьи: иностранцы  ведь не привыкли стоять в церкви. Но, тут раздался звонок из местного отделения КГБ: «Никаких концертов и никаких иностранцев!» Процесс сколачивания скамеек пришлось приостановить. Но, физиков остановить уже было невозможно. Они обратились «куда следует» и получили разрешение.  В назначенный день к нашему храму подогнали «икарусы», в которых сидели светила мировой науки, включая  гениального физика и космолога Стивена Хоукинга, о котором лишь недавно у нас начали писать и показывать телепередачи. А тогда  я впервые увидела этого удивительного человека - его умные глаза и неподвижное тело в коляске. Вот так «экстравагантно» мы начинали свою концертную деятельность: спели свой первый концерт для физиков в церкви села Никольское.

 

 

kolc3s

 

      «За благом вслед идут печали, печаль же - радости залог».

 

      Первые концерты коллектива состоялись в Зарядье, где в те годы  все церкви  существовали как музеи. Репетировали в помещении колокольни святого Георгия, а концерты давали в этих музеях или безвозмездно или за небольшой гонорар.

 

 Галина Кольцова. И я стала думать - как жить дальше? Это  было время кооперативов, и я тоже решила создать кооператив. Пошла в Исполком, где нас, как будущих кооператоров, встретили с распростертыми объятиями. Ведь все кооператоры  торговали - кто пирожками, кто - овощами, а мы предложили духовную музыку!

 

       К 1988 году, когда весь христианский мир торжественно отмечал 1000-летие крещения Руси, ансамбль «Благовест» уже имел репутацию не только превосходного исполнителя русской духовной музыки, но также - активного просветителя. Что ни концерт, то масса неизвестных сочинений хорошо известных авторов - Чайковского, Рахманинова, Кастальского, Гречанинова или целый список забытых имен. «Благовест» представлял  ретроспективные циклы, которые  посвящалась разным школам и разным стилям,  скажем, «Московская синодальная школа» или «Петербургская школа разных эпох».  Впервые зазвучала духовная музыка Виктора Калиникова (родного брата Василия Калиникова), Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Кастальского и многих композиторов русского зарубежья.

 

      Без  участия ансамбля «Благовест» не проходил ни один фестиваль православной музыки, организованный неутомимым Георгием Поляченко. Причем, в отличие от многочисленных фестивальных коллективов, предлагавших «сборную солянку» из разрозненных духовных песнопений, «Благовест»  акцентировал свое внимание на масштабных хоровых фресках, таких как «Вселенская месса», «Демественная» литургия Александра Гречанинова, « Русский Реквием» Александра Чеснокова,  оратория «Хождение Богородицы по мукам» Н.Н. Черепнина и т.д.

 

 

20let

 

Галина Кольцова. Но, после того, как в 1991 году случилась «революция», мы сели на мель. Все обнищали, филармонии перестали нас принимать, концерты прекратились. Последнее наше выступление состоялось в мае 1992 года, когда мы исполнили  в Большом зале консерватории «Хождение Богородицы по мукам», и я отпустила моих хористов на все четыре стороны. В течение всего лета я рыдала, а мои певцы, чтобы не травмировать меня, боялись мне звонить. Это было  ужасное время, о котором даже сейчас, спустя  более 25 лет, я не могу спокойно вспоминать. Но, мы все-таки вышли из кризиса, благодаря моему мудрому мужу, которого я считаю «крестным отцом» нашего ансамбля. Он посоветовал обратиться в Комитет по культуре г. Москвы, где председателем в то время был Игорь Борисович Бугаев, как оказалось истиный меломан и большой наш поклонник.  Он не мог поверить, что «Благовест» оказался в таком  плачевном положении. На следующий же день нас оформили как  коллектив Комитета по культуре, который поддерживал в основном московские театры. А мы стали единственным ансамблем духовной музыки в этом списке. С этого момента у нас появилась возможность обновлять костюмы, покупать ноты, осуществлять концертные поездки. Начался светлый период в нашей жизни, и мы вновь стали много выступать. Во время наших гастролей в  небольших городах я не раз наблюдала, как бабушки вставали и молились, особенно, когда звучала «Херувимская». Они  в этот момент просто не могли сидеть. А потом подходили и говорили: «Вы нам привезли церковь, ведь у нас в селе или районе нет ни одной церкви, нам негде молиться».

 

Открытое окно  в Европу     

          К началу нового столетия  на концертах ансамбля русской духовной музыки «Благовест» зазвучали европейские шедевры:  Бах и Гендель, Моцарт и Гайдн, Глюк и Скарлатти, Палестрина, Монтеверди, Перголезе.  Казалось бы, перестроиться с русской музыки на западную не так легко: иное звукоизвлечение, иная эстетика, иные традиции.

 

 Галина Кольцова. Не надо искусственно возводить барьер между русской и западной музыкой. Надо просто понимать и чувствовать разные стили. Та же музыка  барокко - не однородное явление. Немцы, итальянцы, французы – у всех свои традиции исполнения. Существует, разумеется, и русское барокко, высшим образцом которого является музыка дьяка Вас.Титова – русского Баха. И тут надо знать - как обучить хор, чтобы он правильно пел, чтобы не получилась русская народная песня вместо сочинения Баха или Генделя. Мне очень помогает то, что по первому образованию я - скрипачка, всегда добивалась от моих певцов инструментального звучания - воздушного,  легкого, штрихового, прозрачного. Все это входит в эстетику и западно-европейского, и русского исполнения. Для достижения этой цели существует огромное количество вокальных приемов, сходных с инструментальными. Конечно, это мастерство дается не легко. Иногда нескольких часов не хватает, чтобы одна фраза прозвучала в стиле. Представьте, сколько нужно времени и усилий, чтобы каждое произведение отточить во всех деталях. Это огромная скрупулезная работа. Но я люблю репетировать потому что начинаешь искать, пробовать, и в тот момент, когда что-то получается,  испытываешь полнейший восторг, просто наслаждение:  сорвала сочный плод и вкусила.  Но в отличие от меня хористы репетировать не любят - только я войду во вкус, а они уже устали. Когда я говорю им, что завтра не надо репетировать, они радуются. Но я все равно люблю их, как своих детей.

 

  

Весь мир - театр, а кто же в нем хористы?

    Хоровой  коллектив - это магия звука, динамика  музыкальных образов и абсолютная статика на концертной эстраде. Но ведь артисту порой так не хватает движения. И вот в какой-то момент привычные сценические рамки ансамбля были раздвинуты, и в творческую жизнь «Благовеста» ворвался театр.

 

pd4s

Галина Кольцова. Я обожаю работать в наших театральных постановках. Мне нравится игра, меня завораживает театральное действо. Я с какой-то детской верой ощущаю, что все происходящее на сцене абсолютно реально.  Нашим первым опытом была средневековая мистерия «Пещное действо», которая  в последний раз была сыграна в 1911 году в Успенском соборе Московского кремля.  Спустя 80 лет мы возродили ее и представили вместе с артистами Гоголевского театра.

   Незабываемым событием в  нашей жизни  было участие в  опере Глюка «Орфей», поставленной  режиссером Борисом Мильграмом  в Эрмитажном театре  Петербурга. Этот спектакль объединил оркестр Саулюса Сондецкиса, известных солистов: Эрика Курмангалиева, Яну Иванилову, Олега Рябца. А мои хористы, которые   не только пели, но и танцевали, водили хороводы вокруг  Эвридики, участвовали в мизансценах, почувствовали себя  не только певцами, но и актерами.  Мне очень хочется повторять эту постановку, чтобы это произведение оставалось у нас в репертуаре как спектакль.

    В театральной биографии «Благовеста» есть еще одна страница - «экзотическая», а именно,  опера Владислава Агафонникова «Ли –Сун-Син», посвященная легендарному корейскому военачальнику 16 века. Как удалось русскому ансамблю воплотить непостижимый дух востока, не говоря уже о языке оригинала?                                                

Галина Кольцова. Эту оперу корейцы  заказывали разным  композиторам - в Италии, в Германии, но ни у кого из них  не получилась «корейская»  музыка. А когда заказчики обратились к Владиславу Агафонникову, результат их вполне устроил. Русскому композитору удалось создать корейскую оперу. Мы исполнили ее в Сеуле вместе с солистами Большого театра. Правда, наш хор был «укреплен» корейскими певцами, так как петь по-корейски - задача не простая. В результате мы отвечали за звук, а они - за произношение. И получился отличный творческий альянс. Во всяком случае, корейская публика была довольна. Мы показали эту оперу еще в «Балтийском доме» в Петербурге, но представить ее в Европе, как это планировали корейцы, пока не удалось.

                           

lss4s

                                            

 

У истоков православного искусства.

       Как известно,  для русского ансамбля духовной музыки одним из самых притягательных мест в Европе является Греция - колыбель православной культуры, где «Благовесту» удалось побывать неоднократно. Впервые это случилось в 1995 году, когда ансамбль был приглашен на остров Патмос, где он представлял Россию на Вселенском праздновании 1900-летия «Книги откровения» (Апокалипсиса) Иоанна Богослова.

Галина Кольцова. Мы выступали на площади у древней пещеры, над которой теперь находится церковь в присутствии православных патриархов и митрополитов. Это был не просто концерт, а настоящее театрализованное действо: известная греческая актриса Ирэна Папос читала Апокалипсис на греческом языке, а мы выходили на сцену и исполняли православные песнопения. В этой акции участвовали также хоры греческие, болгарские,  грузинские. Впечатление незабываемое! Это событие освещало телевидение европейских стран.

 

Второй раз - в 1997 году мы были в Салониках на форуме «Культурные столицы Европы», а в третий раз - в 2004 году  принимали участие  в культурной программе Олимпийских игр в Греции. Мы тогда были в числе 38 стран участников - целый хоровой парад, который устроили на стадионе в древней Олимпии.

 

    Если говорить о наших европейских путешествиях, то очень значимой для нас была поездка в Зальцбург, где мы выступали по приглашению архиепископа Зальцбургского. Причем, впервые  русский хор участвовал в богослужении в Зальцбургском соборе. Это был праздничный день святого Руперта - главного покровителя Зальцбурга. Служба в соборе сопровождалась мессой С – dur

 

В.А. Моцарта, а во время причастия «Благовест» исполнил духовные концерты П.Чеснокова и Вик. Калинникова. В конце мессы около алтаря мы исполнили сочинения С.Рахманинова. Такое в русской православной церкви невозможно до сих пор. Поэтому, все новое и интересное мы исполняем только в концертных  залах.

    Говорят, что несмотря все превратности российской жизни, наша страна переживает новый виток духовного возрождения. Во всяком случае,  за последнюю четверть века интерес композиторов к духовной музыке не ослабевает, что для ансамбля «Благовест» является  «информацией к размышлению».

Галина Кольцова. Из этого обилия новых партитур я выбираю сочинения только тех авторов, которые понимают суть и смысл духовного искусства, а не просто  хватаются за канонические тексты, считая  их гарантом успеха. Для нас много пишет композитор Антон Висков, с которым у нас давно сложился прочный творческий союз. В нашем репертуаре уже несколько его крупных хоровых циклов.  Это - «Праздник Рождества», который исполняется и как хоровой концерт и как театральный спектакль. Каждый год в дни пасхальных праздников  мы поем его цикл «Пасха красная».Одно из моих любимых сочинений Антона Вискова «Великопостный цикл» на тексты из Голубиной Книги. «Благовест» был также первым исполнителем уникального опуса Антона Вискова - оратории  «Христиане», посвященной песнопениям первых христиан. Это сочинение основано на материале, собранном Александром Кастальским, который в свое время сделал реставрации песнопений  древних христиан, используя в основном западные исследования по истории старой христианской музыки разных стран.  Эту работу Кастальский, конечно, осуществлял не для концертного исполнения. А Антон Висков, основываясь на этом материале, создал  масштабные музыкальные картины, где  воссозданы эпизоды богослужений в катакомбах, когда первые христиане собирались тайно, или праздничные шествия христиан. В этом сочинении звучат  интересные восточные  напевы, например, «Богородице, Дево,  радуйся» на абиссинском языке, где стилизуются характерные  лады, ритмы, темпы, которые не укладываются в наши традиционные представления о том, какими должны быть православные песнопения.  Но - это взгляд в историю, попытка представить как это могло звучать, как это могло выглядеть в те далекие времена.

 

    В этом сезоне нам также посчастливилось познакомиться с музыкой композитора Анреса Уйбо. В Кафедральном соборе впервые в России прозвучала его грандиозная симфония с хором «Апокалипсис».    

 

Госприемка  - двигатель  регресса.

      Модернизация разных областей нашей жизни, как новое веяние времени, коснулась творческого коллектива самым  неожиданным образом. Бюрократия в управлении культурой сегодня похожа на удавку…

Галина Кольцова. С тех пор, как нам вменили Госзадание наша жизнь стала похожа на сказку… о Золушке. В Госзадание в частности входит проведение не менее 50 концертов в сезон. Это примерно 5 концертов в месяц. Нагрузка непомерная, потому что один концерт из пяти  я могу подготовить самым тщательным образом, а остальные пойдут на автопилоте. На мой взгляд, культуру довели до какого-то конвейра.  Если  оркестр легко может выучить две программы в месяц, то хор - это совсем другой художественный организм. Это - живой биоинструмент, который не только надо настроить на каждое отдельное сочинение, но на нем надо целый месяц «играть», чтобы подготовить программу. А лучше - два месяца. Более того, старые программы тоже необходимо всякий раз «реанимировать».Хор через некоторое время всегда «размагничивается», если программа не «обкатана» много раз, как это было прежде: выучили и - на гастроли по городам. Сейчас о гастролях говорить не приходится, т.к. филармонии чаще не готовы платить за дорогу и проживание. Но в Москве мы должны всякий раз показывать все новые и новые программы, т.к. одна и та же программа не может идти одновременно в разных залах – это противоречит нашим с ними договоренностям. Так что сейчас я  работаю не благодаря, а вопреки не самым лучшим обстоятельствам. Спасает только мой оптимизм. Я столько пережила за  годы существования ансамбля - и «революции», и дефолты, и замораживания счетов. И переживу все, что заготовила судьба, потому что я - заложница своей идеи».

 

 

                                    С Галиной Кольцовой беседовала Ирина Зимина.

 

 

 

 

 

 

cover6

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК

№ 9 2007 г.

 

«НА ПОРОГЕ ДУХОВНЫХ СВЕРШЕНИЙ…»

 

ОЛЕГ АНТОНОВ

С именем Московского ансамбля духовной музыки «Благовест» связана целая эпоха в развитии отечественного хорового искусства. Вот уже двадцатый сезон имя коллектива не сходит с афиш крупнейших столичных залов. Масштабы созданного поражают воображение:

Читать дальше...

cover5

МУЗЫКАНТ КЛАССИК

№ 05-06, 2007 г.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ ВЫСОКОГО ДУХОВНОГО ЗВУЧАНИЯ

 

ЕЛЕНА ДОЛИНСКАЯ

профессор Московской консерватории

Воплощение звуковых образов из летописи отечественной музыкальной истории — сложнейшая задача, требующая и художественного и научного подхода. Именно эта идея стала не только сутью проекта Московского ансамбля духовной музыки «Благовест», но и реальным воплощении на сцене древнего художественного памятника Руси. Под руководством даровитого мастера, Галины Кольцовой, руководимый ею коллектив представил «Пещное Действо», музыкальная реконструкция которого была осуществлена Александром Кастальским

Читать дальше...

2005 год. 
"Из глубины веков".

3 июня 2005 года в помещении Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского Московским ансамблем духовной музыки "Благовест" совместно с Московским музыкальным театром юного актера в рамках проекта "Открытая сцена" состоялась премьера удивительного музыкального спектакля, обозначенного как "древнерусская духовная мистерия по книге Пророка Даниила" - "Пещное действо". Постановка была осуществлена давним другом Ансамбля, замечательным современным режиссером - Александром Федоровым.

Неповторимое, захватывающее действо Строго и набожно звучали суровые древние напевы в интерпретации артистов Ансамбля. Необычные сценические эффекты - огонь в "пещи", сошествие Ангела, яркая, драматически насыщенная игра актеров (в роли Царя Навуходоносора неподражаемо выступил сам постановщик спектакля) - словно бы переносили слушателя в атмосферу средневековой Руси, в те времена, когда на Руси впервые появились подобные, перенятые из далекой Византии, образцы религиозного театра. Трогательные голоса отроков, не предавших свою веру, вызывали неподдельные сопереживания всего зрительного зала. Поэтому особенно радостно звучали звуки заключительных хоров, когда сошедший с небес ангел извел отроков из пламени раскаленной пещи, погубив их мучителей, тем самым воплотив извечную Божественную идею победы добра над злом, жизни над смертью.

Музыка Александра Кастальского, восстановившего Действо в начале двадцатого века, нашла свое непревзойденное воплощение во впечатляющих интерпретациях Галины Кольцовой и артистов руководимого ею ансамбля "Благовест".

Мне представляется, что мало кто из современных исполнителей способен столь глубоко и убедительно раскрыть авторский замысел этого выдающегося композитора, основателя Новой русской школы церковного пения (направления, которое было открыто для современных слушателей, во многом, благодаря просветительской деятельности "Благовеста".

Антон Храмов.

cover7

К ЕДИНСТВУ

№ 2 2005 г.

 

«ВО ИМЯ ЛЮБВИ»

Антон ВИСКОВ

(К юбилею Московского ансамбля духовной музыки «Благовест»)

 

edinstv

В этом году знаменитый Московский ансамбль духовной музыки «Благовест» перешагнул пятнадцатилетний рубеж своей творческой деятельности. Кажется, что совсем недавно Москва полнилась слухами о некоем новом удивительном коллективе, который исполняет неслыханную доселе, запрещенную музыку. Помню толпы страждущих достать лишний билетик у подъезда Большого зала Консерватории. В программе — духовные арии и «Демественная литургия» Гречанинова, та самая, «Сугубую ектенью» из которой так любил исполнять Шаляпин. Редчайшие, дивные голоса, удивительная таинственная сотканность их в некую бесплотную звуковую кисею. Необычным было и то, что хором управлял не традиционный хоровой дирижер, а церковный регент, чего не встречалось ранее на наших концертных подмостках, и не просто регент, а необычайной красоты, с характерной внешностью русских васнецовских красавиц молодая женщина.

Читать дальше...

cover2

К ЕДИНСТВУ

№ 1 2005 г.

 

«ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО»

 

Антон ВИСКОВ

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Псалом 135.1

pd

Одним из характерных явлений русской духовной культуры XV —XVI веков были так называемые религиозные действа, представлявшие собой театрализованные изображения отдельных эпизодов Священного Писания, вводившиеся в состав торжественного праздничного богослужения, что придавало последнему особую пышность и драматическую образность. Наиболее развитыми элементами театральности обладало "Пещное действо", в основу которого был положен библейский рассказ пророка Даниила о трех иудейских отроках — Анании, Азарии и Мисаиле, брошенных слугами вавилонского царя Навуходоносора (годы царствования — 605 — 562 до н.э.) в горящую "пещь" за отказ поклониться золотому идолу, воздвигнутому этим царем.
Они сохранили верность своему Богу и получили от него чудесное спасение.
"...Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской".

Читать дальше...

cover3

МУЗЫКАНТ КЛАССИК

№ 3 2004 г.

 

В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИ - ХОРОШИЕ ВРЕМЕНА ГОДА

 

ЕЛЕНА ДОЛИНСКАЯ

профессор Московской консерватории

 

Сергей Прокофьев как-то образно сказал: «Если бы Гайдн дожил до наших дней, он стал бы писать примерно в таком же стиле...» Ив качестве демонстрации сочинил свою Первую симфонию, гордо обозначив ее как «Классическую». Многие страницы этой замечательной симфонической фрески действительно сделаны «под Гайдна». Не только Прокофьев, но и другие русские композиторы XX столетия вспоминали в своих сочинениях великого австрийца. Дмитрий Шостакович, например, сочинил свой блистательный Первый фортепьянный концерт как ранний образец отечественной полистилистики: он дал в нем намеки и на сам венский симфонический стиль, и на величественный мир инструментальных творений Малера, музыку которого боготворил, и, рядом, на легкомысленную оперетку. Ну, а в качестве чисто цитатного привлечения Шостакович использовал фрагмент из музыки Бетховена и, конечно, яркую аппликацию из Гайдна — фортепьянной сонаты ре мажор, одного из самых исполняемых его сочинений. Исполняется же сегодня из Гайдна далеко не все. С одной стороны, в этом повинна неисчерпаемость творческого наследия великого композитора, оставившего миру более сотни симфоний, полусотни струнных квартетов. И так уж случилось, что среди гайдновских произведений есть и лидеры, то есть наиболее часто исполняемые опусы (в их числе, например, «Прощальная симфония», симфония «Часы», «С ударом литавр»), и те партитуры, которые озвучиваются крайне редко. Хочется в этой связи отметить энтузиазм исполнителей, которые, пусть нечасто, но все же дают слушателям возможность познакомиться с творениями Гайдна в сфере монументальных форм. Речь идет о его ораториях «Сотворение мира» и «Времена года». Последняя с успехом прозвучала в преддверии Женского дня в Большом зале консерватории. В ее постановке главную функцию выполнили два дирижера: Рикардо Капассо (Италия) и Галина Кольцова, художественный руководитель Московского ансамбля духовной музыки «Благовест».

Читать дальше...

 

cover1

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

№ 4 2003 г.

 

«РУСЬ ПЕВЧАЯ»

Елена ЧЕБЫШЕВА

 

 

В Коломенском, под сводами старинной церкви Вознесения, построенной в 1532 году в честь рождения будущего царя Ивана Грозного, состоялся Девятый благотворительный фестиваль православной духовной музыки «Русь певчая».

Читать дальше...

cover4

МЕЛОДИЯ КЛАССИКА

№ 3 2003 г.

 

 

«ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» АНСАМБЛЯ «БЛАГОВЕСТ»

15 лет со дня рождения коллектива

 

Считается, что критический срок для творческого коллектива как раз 15 лет. Переступив этот опасный рубеж, он часто либо распадается, либо становится «коллективом с традициями», где творческий дух вяло пожинает лавры былых художественных достижений. Абсолютное неподчинение этому странному закону творческого бытия демонстрирует ансамбль "Благовест", который справляет свой юбилей в превосходной творческой форме, что, в общем-то, не удивительно при таком лидере, как Галина Кольцова.

Читать дальше...

2003 год. 
"Пятнадцать лет пути".

Продолжается юбилейный 15-ый концертный сезон известного Российского коллектива - Московского хорового Ансамбля духовной музыки "Благовест".

Прошедшие годы - время напряженной работы по возрождению и претворению в практику современного исполнительства многих шедевров русской духовной музыки. Галине Васильевне Кольцовой художественному руководителю Ансамбля - удалось собрать вокруг себя замечательную команду единомышленников, среди которых - крупные современные исследователи русского музыкального наследия, такие, как Марина Рахманова, Татьяна Владышевская, композитор Антон Висков. Благодаря их трудам, а также подвижнической деятельности всех участников коллектива, удалось буквально из пепла восстановить и исполнить многие выдающиеся произведения, такие, как "Русский Реквием" А. Чеснокова, "Христиане" А. Кастальского, "Хождение Богородицы по мукам" Н.Черепнина, "Иоанн Дамаскин" В. Калинникова и многие другие.

Сейчас репертуар "Благовеста" насчитывает более 50 различных программ, составленных из наиболее выдающихся памятников отечественной духовной музыки.

Помимо этого, Ансамбль - постоянный участник исполнения больших ораториальных произведений западноевропейской классики, среди которых - "Реквием" В. Моцарта, "Мессия" Г. Генделя, "Страсти по Матфею", "Рождественская" и "Пасхальная" оратории И.С.Баха, "Stabat Mater" Д.Перголези и Ф.Пуленка.

"Благовест" - частый гость многочисленных отечественных и зарубежных Фестивалей. Не стал исключением и нынешний юбилейный год, который по интенсивности концертной деятельности, пожалуй, даже превзошел все предыдущие. Серию выступлений коллектив начал исполнением "Высокой Мессы" И.С.Баха в Большом Зале Московской консерватории, ставшим значительным событием столичной музыкальной жизни. Затем последовали концерты в рамках ряда фестивалей. На 3-ем Международном фестивале "Весна в Москве", посвященном Шаляпинскому юбилею, "Благовест" совместно со своим постоянным партнером - Дмитрием Степановичем - исполнял духовную музыку и народные песни из репертуара великого певца. В июне Ансамбль принял участие в 46 Глинкинском фестивале в Смоленске, где была показана программа "Ave Maria" - "Богородице Дево". В следующем месяце коллектив представлял Россию на грандиозном Форуме мировой духовной музыки, проходившем в различных городах Греции в связи с подготовкой празднования Олимпийских игр 2004 г. (концерты Ансамбля состоялись в Афинах, на Метеорах, в Солониках, в Олимпии). В августе "Благовест" был приглашен в старинный Ярославль на 11 Фестиваль хоровой и колокольной музыки "Преображение", где дал несколько концертов, в том числе совместно со звонарями знаменитой Спасо-Преображенской звонницы, а также принял участие в спектакле «Элегия белых ночей», памяти Евгения Колобова, который состоялся в Театре имени Федора Волкова. В сентябре Ансамбль отправился в Таллинн, где на 10 Международном Фестивале духовной музыки "Credo" с большим успехом состоялись концерты в Зале "Эстония" и церкви Нигулисте. Впереди - участие в постановке оперы Владислава Агафонникова "Ли Сун Син", первой совместной работе России и Южной Кореи в жанре оперы, мировая премьера которой намечена на ноябрь в Санкт-Петербурге. Еще одна театральная работа коллектива этого сезона - сценическое представление "Праздник Рождества" по мотивам славянского фольклора, специально написанное для "Благовеста" композитором Антоном Висковым, и планирующееся для показа к Новому Году.

Хочется пожелать всем участником Ансамбля продолжения столь же интенсивной и плодотворной творческой деятельности.

Антон Храмов.

«Российская музыкальная газета» 1998 год. 
«Россия - Европа: музыка без границ!»

« 17 августа, когда в Московском концертном сезоне царит привычное затишье, внимание любителей музыки привлекла афиша при входе в концертный «Зал на Пречистенке». Она сообщала, что здесь состоится концерт ансамбля «Благовест» и камерного оркестра «Харлесхойзер» из города Кассель /Германия/. Привлекла внимание и программа, в которой значилось первое исполнение в России музыки двадцатидвухлетнего Моцарта к спектаклю «Король Томас из Египта» и весьма редко звучащая в концертах Вторая симфония Шуберта. В первом отделении прозвучали Месса Соль-мажор и «Аве Мария» Шуберта под управлением Г. Кольцовой. Она легко нашла общий язык с оркестром и сочинение восемнадцатилетнего автора в целом прозвучало яко, насыщенно и распевно».

Елена Долинская 
доктор искусствоведения 
профессор московской консерватории 
заслуженный деятель искусств России

Газета «Вечерняя Москва» 1995 год. 
«Поет «Благовест». 
«ВОЗВЫШЕННО, СТРОГО, СВЕТЛО.»

«Как далека, казалось бы, от суетности сегодняшнего дня музыка духовная. Но как нужна сегодня эта необходимейшая точка душевной опоры, без которой разум не в состоянии осознать всего происходящего. В нашу драматическую эпоху именно духовной музыке уготована особая роль. Всему этому убедительное подтверждение несла очередная встреча с ансамблем «Благовест». Регент Галина Кольцова, художественный руководитель этого выдающегося по мастерству ансамбля продемонстрировала в Рахманиновском зале консерватории программу из цикла «Шедевры русской духовной музыки. Московская Синодальная школа». И было что-то таинственно завораживающее в том, что в изумительном акустическом пространстве зала бывшего Синодального училища, которому так справедливо ныне придано имя С. Рахманинова, звучали подлинные жемчужины русского духовного наследия».

Елена Долинская 
доктор искусствоведения 
профессор московской консерватории 
заслуженный деятель искусств России

Газета «Московский комсомолец» 26 февраля 1995 год. 
«Седьмой Московский фестиваль духовной музыки»

«В этот день состоится концерт, посвященный именинам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, в котором примут участие представители Московского патриархата и русской православной церкви за рубежом. В концерте приняло участие 16 хоров из России, Украины, Белоруси, США, Швеции. Постоянный участник всех фестивалей - ансамбль «Благовест» расширит рамки православной традиции: в свою фестивальную программу он включил католическую Мессу русского композитора А. Гречанинова.

Газета «Музыкальное обозрение» 1995 год.

«Ансамбль «Благовест» в среде любителей и знатоков хоровой музыки заслуженно чтим и любим. С его именем связано возрождение музыки композиторов Московской Синодальной школы церковного пения. В Большом зале Московской консерватории им впервые были исполнены Литургия и кантата «Хождение Богородицы по мукам» А. Гречанинова. При его участии с огромным успехом прошло концертное исполнение оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Очередное выступление замечательного коллектива пройдет в очень уютном зале Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Название программы «М. Березовский и его время»

Газета «Вечерняя Москва» 1995 год. 
«Благовест не умолкает даже летом»

«Замечательный «Ансамбль духовной музыки «Благовест» и его талантливый художественный руководитель и дирижер Галина Кольцова предполагает представить в Большом зале Московской консерватории «Реквием» Керубини. В концерте прозвучит также духовное сочинение другого итальянского мастера - Монтеверди: будет исполнена оркестровая редакция «Магнификат», выполненная композитором Антоном Висковым. По словам художественного руководителя ансамбля Галины Кольцовой, ансамбль готовит так же и программу из ранних духовных произведений Моцарта, написанных им в возрасте 10-12 лет». /«Турне»/

Газета «Вечерняя Москва» 1995 год. 
«Памяти Марины Цветаевой»

«...Памятный день начался панихидой в храме «Большого Вознесения». Марина Цветаева любила посещать этот храм, который известен всему миру, как место венчания Пушкина и Натали Гончаровой. А потом в доме Марины «Благовест» естественно влился в «светскую» часть ритуала, блестяще исполнив сочинения А. Никольского, Д. Бортнянского, В. Калинникова,С.Рахманинова...»

Елена Долинская 
доктор искусствоведения 
профессор московской консерватории 
заслуженный деятель искусств России

Журнал «Музыкальная академия» 1993 год. 
«Ежегодный международный фестиваль «Наше наследие».

«...хочется верить, что исполнение «Хождения Богородицы по мукам» на открытии фестиваля «Наше наследие» станет началом возвращения в Россию Николая Черепнина, так же, как исполнение концертных духовных арий и месс Гречанинова - началом возвращения. Очевидно, что этих двух больших композиторов Русского Зарубежья мы должны вернуть в полном объеме их творчества. Начало возвращения Черепнина и Гречанинова удалось положить благодаря ансамблю духовной музыки «Благовест» и его руководителю Галине Кольцовой. «Благовест», безусловно, входящий в первую пятерку Московских хоров, не имеет спонсорской поддержки, но стремление к совершенствованию мастерства, к расширению художественного мира, железная воля к преодолению трудностей, щедро подкидываемых нашей жизнью, сделали то, что маленький по составу «Благовест» звучал в Большом зале консерватории прекрасно: на фоне изощренного оркестра в Черепнине, и на фоне мощного органа в Гречанинове.»

«Наследие» уже второй год встречается с «Благовестом», и многие дальнейшие наши планы невозможны без этого сотрудничества».

Марина Рахманова.
Государственный институт искусствознания. 
Доктор искусствоведения, профессор

Журнал «Музыкальная академия» 1992 год

«...на четвертом Московском международном фестивале духовной музыки еще раз подтвердил свое «основополагающее» значение ведущий коллектив прошлых фестивалей - «Благовест», исполнив с присущим ему мастерством несколько содержательных программ из сочинений «новой школы»: А. Кастальский, В. Калинников, Н. Черепнин».

Марина Рахманова.
Государственный институт искусствознания. 
Доктор искусствоведения, профессор

Газета «Аргументы и факты» 1991 год

«Издательство евангельских христиан «Протестант» совместно с Московским драматическим театром имени Н. Гоголя поставило новый спектакль «Пещное действо» - духовную мистерию по книге пророка Даниила. В постановке принял участие ансамбль духовной музыки «Благовест». Режиссер спектакля Владимир Драгунов. Заполненный до отказа зрительный зал доказал, что в наших черствых душах пробуждается религия...»

Олег Ильин.

«Независимая газета» 1991

«...неизменна только классика. Она всегда соответствует. Соответствовала и в этот вечер. Замечательно, потрясающе играли Юрий Башмет и Лилиана Исакадзе, Наталия Гутман, оркестр Большого театра, пел ансамбль духовной музыки «Благовест». И это действительно производило впечатление, затрагивало за живое...»

Вера Колосова

Газета «Южный Урал» Оренбург 1990 год 
«Не оскудеет рука дающего.»

«Наконец- то мы осознали, что духовная музыка, так же, как культовая живопись и слово священника созидают в человеке Творца, очищают и возвышают душу. Такой эффект заметен на концертах Московского ансамбля духовной музыки «Благовест». В этом смогли убедиться множество людей, заполнивших до отказа Никольский кафедральный Собор Оренбурга, где за Всенощным бдением пел «Благовест». Строгость и стройность их звучания, по отзыву настоятеля собора о. Василия, покорили сердца всех присутствующих».

Л. Пешкова.

Журнал «Советская музыка» 1990 год.

« Тепло встретила публика своих любимцев - хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест» / Г. Кольцова /. Как на первом, так и на втором фестивале «Благовест» демонстрировал музыкальность и изысканный репертуарный вкус».

«Очевидно, участникам ансамбля будет небезынтересно узнать мнение об их пении одного из последних «могикан» Синодального хора А. Смирнова, нашедшего близкое сходство между «Благовестом» и известным в Москве в предреволюционные годы смешанным хором предпринимателя Ю. Каютова.

Хор этот пел в ныне несуществующем храме преподобного «Пимена» в «Старых Воротниках», возглавлял же его Н. Данилин, выдающийся хоровой дирижер, главный дирижер Синодального хора, профессор Московской консерватории».

Марина Рахманова.
Государственный институт искусствознания. 
Доктор искусствоведения, профессор

Газета «Культура». Мюнхен /Германия/ 1989 год.

«Русский духовный хор покоряет Кремль!» 
«... их песнопения покоряют сердца слушателей не только в России...», 
«... это - космическая музыка...», 
«...спустя 70-летие после октября церковная музыка вновь зазвучала в России, и исполнителем ее был ансамбль «Благовест», 
«... низкие голоса ансамбля способствуют плотному, равномерному звучанию а-капелла...», 
«...мягкий, плавный звук ансамбля лишен печати псевдо-русского фольклора...»

Газета «Волга» Астрахань 1989 год.

«Фестиваль вокального искусства им. В.Барсовой и М. Максаковой представил нам целое созвездие замечательных певцов. Однако выступление в рамках фестиваля хорового ансамбля «Благовест» вызвало не меньший слушательский интерес, чем концерты прославленных оперных и камерных исполнителей. Выступление ансамбля в летнем театре создало атмосферу душевного покоя, отдохновения, вызвало желание погрузиться в живое задушевное звучание красивых певческих голосов...»

Л. Власенко
зав. кафедрой хорового дирижирования 
Астраханской консерватории

Газета «Южный Урал» Оренбург 1988 год 
«После концерта. «МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА»

«Аншлаг! Аншлаг на всех семи концертах «Благовеста» был полный, успех - потрясающий. Впрочем, это как раз и не удивительно. Ведь более семи десятилетий такая музыка не звучала на концертной эстраде. Созданный год назад «Благовест» стал первым в стране коллективом, исполняющим церковную музыку на профессиональной эстраде...».

«Пожалуй, этот хоровой ансамбль на сегодняшний день едва ли не единственный уникальный коллектив, сочетающий в себе два качества, одинаково важных в исполнении духовной музыки. С одной стороны - это высокий уровень профессионализма. С другой стороны - это осознание высшего смысла, которыми исполнены культовые произведения - их одухотворенность. Не случайно и название ансамбля «Благовест». Он несет людям благую весть о духовном возрождении. Завершить же эту статью я хочу надеждой на новую встречу с прекрасным ансамблем и пожеланиями с которыми артисты обращались к слушателям, на этот раз адресовав его: «Многая и благая лета» тебе, «Благовест!».

Журнал « Музыкальная академия » 1988 год .

«Облик «Благовеста», созданного на основе клироса Московского Николо-Архангельского храма около года назад, совсем иной. Возглавляемый Г. Кольцовой, дирижером очень энергичным, волевым и одновременно элегантно - точным, этот хор отличается отменным подбором голосов, прекрасной сбалансированностью партий, отличным ансамблем. Установка на естественность звукоизвлечения сообщает звучанию «Благовеста» легкость, гибкость, благородство. К этому добавляется верное ощущение всеми участниками традиции исполнения церковного репертуара. «Благовест» ассоциируется скорее с рафинированным церковным хором конца ХIХ - начала ХХ века, тем более что он специализируется главным образом на интерпретации Московской синодальной школы этого периода: А. Кастальский, А. Никольский, П. Чесноков, и, конечно, С. Рахманинов».

Марина Рахманова.
Государственный институт искусствознания. 
Доктор искусствоведения, профессор