Московский ансамбль духовной музыки «БЛАГОВЕСТ»

был создан на основе церковного хора в 1987 году.

Его создатель и художественный руководитель Академик Международной Академии Творчества заслуженная артистка России Галина Кольцова.

С 1992 года ансамбль стал государственным коллективом при Департаменте по культуре города Москвы.

Творческими задачами ансамбля являются возрождение древнерусских церковных традиций в духовной музыке, а также открытие забытых и новых имен русских композиторов и композиторов-эмигрантов, чье наследие составляет золотой фонд национальной музыкальной и духовной культуры.

 

В 1992 году в Андроньевском монастыре ансамблем «Благовест» была осуществлена реставрация и постановка «Пещного действа» — первой русской духовной мистерии ХVI века на библейский сюжет из Книги пророка Даниила в музыкальной редакции А.Кастальского по древнему Новгородскому чину.

 

 

 

Значительную часть репертуара ансамбля составляет музыка композиторов-эмигрантов. Впервые исполнены Литургия, Всенощное бдение и «Русский реквием» А. Чеснокова, оратория «Хождение Богородицы по мукам» на тексты апокрифа, Вечерня, Литургия оп.32 Н.Н. Черепнина, духовные арии, Литургия оп.13 и 29, «Демественная Литургия», «Вселенская Месса» Гречанинова и многое другое.

 

 

 

 

В 1987 году ансамбль впервые исполнил оригинальные программы «Первой русской антологии», разработанные Галиной Кольцовой. Таким образом появились ретроспективные циклы, разделяющиеся по школам, стилям и эпохам: «Московская синодальная школа», «Петербургская школа 3-х периодов», а также монографические циклы из собраний духовных сочинений Вик. Калинникова, Н.А.Римского- Корсакова, А. Никольского, П. Чеснокова, А.Чеснокова и др.

 

(Последний раз этот чин был отслужен после трехвекового забвения в Успенском соборе Московского кремля в 1911 году и с тех пор не исполнялся.)

 

В последующие годы ансамбль не раз обращался к «Пещному действу», исполнив его в театрализованной постановке в драматическом театре им. Н.В. Гоголя. В концертном исполнении «Пещное действо прозвучало в зале Московской филармонии и Рахманиновском зале консерватории. В 2000 году в Большом зале Московской консерватории «Благовест» осуществил новую постановку, в которой приняли участие мужские хоры Свято-Даниловского монастыря и группа драматических актеров. Музыкальную основу постановки составили подлинные древнерусские знаменные распевы, воспроизводящие действо так, как это было в старину т.е. одновременно с песнопениями церковной службы. В данном случае прозвучали песнопения «Всенощного бдения» С. Рахманинова.

 

 

Большое место в репертуаре ансамбля занимает западно-европейская музыка. Крупным событием в Москве явилось первое исполнение сочинений Шуберта «Magnificat», «Stabat mater» (латинское), оперы Шуберта-Денисова «Лазарь или праздник Воскрешения» и программы из сочинений юного Моцарта.

В 1993 году на сцене придворного театра «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге в рамках международного фестиваля «Дягилевские сезоны» ансамбль принял участие в сценической постановке оперы-балета Глюка «Орфей и Эвридика» под управлением С.Сондецкиса с художественным оформлением А.Коженковой. Партию Орфея исполнил контр-тенор  Э.Курмангалиев.

С 1999 года ансамбль «Благовест» обращается к наиболее крупным вокально-инструментальным сочинениям. Это — первая русская оратория «Минин и Пожарский»  С.Дегтярева, кантата к 200-летию со дня рождения Петра Великого  П.И.Чайковского, кантата «Иоанн Дамаскин» Вас. Калинникова, оратория «Христиане» А. Вискова, «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею», Месса h-moll И.С. Баха и «Мессия» Г.Ф. Генделя.

    В третьем тысячелетии рамки творческой деятельности ансамбля расширились. В новые программы вошли редко исполняемые в России вокально-инструментальные сочинения старых мастеров таких, как Дж.Палестрина, К.Монтеверди, Х.Щютц, Д.Букстехуде, А.Скарлатти, а также современная музыка Л.Бернстайна, Дж.Гершвина, музыка фильмам и мюзиклам Вангелиса, Ллойда Уэбера, Р.Кочианте, обработки негритянских спиричуэлс Р.Роджера, Д.Херманна , Р. Шоу, В.Дайсона, Л.Джерхарда, Ф.Лоу, А.Вискова.

Ансамбль «Благовест» побывал с концертами в Польше, Австрии, Германии, Финляндии, Испании, Греции, Южной Корее, Чехии. Находясь в Австрии по приглашению Архиепископа Зальцбургского, ансамбль принял участие в праздничной Мессе в кафедральном соборе, где впервые в Зальцбурге прозвучала православная музыка.

«Благовест» принял участие в спектаклях «Имперского русского балета» под управлением Г. Таранды, ежегодно проходящих в оперном театре г. Миккели в Финляндии. Были исполнены балетно-хоровые сцены оперы «Князь Игорь» Бородина, концертная программа «Бал Плисецкой» с участием Майи Плисецкой и различные фольклорные программы.

После спектакля ‘Бал Майи Плисецкой’
г. Миккели, Финляндия

Гастроли на острове Патмос (Греция)

Трижды ансамбль побывал в Греции. В 1995 году на острове Патмос он представлял Россию на Вселенском праздновании 1900-летия Книги откровения (Апокалипсиса) Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В 1997 году «Благовест» гастролировал в Салониках — городе, обьявленном Юнеско столицей культуры Европы. В третий раз в 2003 году ансамбль участвовал в культурной программе Летних Олимпийских Игр 2004 года в Греции. Юбилейный пятнадцатый сезон 2003-2004 ознаменован исполнением новых программ. После 20-летнего перерыва в Большом зале Московской консерватории прозвучала оратория Гайдна «Времена года» под управлением итальянского дирижера Риккардо Капассо, а в сезоне 2005-2006 под его же управлением была исполнена Коронационная Месса В.А.Моцарта.

На сцене Санкт-Петербургского театра «Балтийский Дом», а затем в Сеуле (Южная Корея) была поставлена новая опера Владислава Агафонникова «Ли Сун Син». В постановке приняли участие солисты Большого театра, театра «Новая опера» , оперная труппа Кореи «Seonggok», Московский ансамбль «Благовест», оркестр Государственного Эрмитажа п/у С.Сондецкиса. Музыкальный руководитель спектакля — Дмитрий Волосников, режиссер-постановщик — Александр Федоров, главный хормейстер — Галина Кольцова. Опера стала первой в истории совместной работой России и Кореи в этом жанре.

Ансамбль «Благовест» — участник многих фестивалей в Москве, Минске, Харькове, Смоленске, Кишиневе, Твери, участник фестиваля «Преображение» в Ярославле, посвященном памяти Евгения Колобова, Пасхального фестиваля «Подмосковная весна. Дорога к храму», московских филармонических фестивалей «Русская зима», «Таланты России», «Памяти А.Юрлова», «Музыка в Кремле», «Золотая осень в Кремле», «Весна в России», а также международных фестивалей во Вроцлаве (Польша), Таллинне (Эстония) «Credo» , в Москве «Богема-джаз».

(Дважды ансамбль получал гранты от фонда  Сороса институт «Открытое общество» на проект «Антология русской духовной музыки» и программу  «Москва православная» к 850-летию г. Москвы.)

Тесные творческие контакты связывают «Благовест» с композитором Антоном Висковым. Многие из его произведений созданы специально для этого коллектива.

Знание специфики ансамбля позволило А.Вискову создать и воплотить оригинальные музыкальные проекты, среди которых духовная оратория «Боже приидоша время» (по эскизам И. Стравинского и М. Мусоргского к опере «Хованщина»), оратория «Христиане» (музыкальные картины древнехристианских богослужений), великопостный цикл «Покаяние души моея» на тексты из «Голубиной книги», хоровые духовные концерты, циклы «Праздник Рождества» и «Пасха красная», песнопения литургии и Всенощного бдения, обработки произведений русской и западно — европейской классики, обработки песен народов мира, музыкально-исторические реставрации и инструментовки (кантата «Иоанн Дамаскин» Вас. Калинникова, «Русский реквием» А.Чеснокова и др.). Ансамбль сотрудничает с выдающимися музыкантами: дирижерами — Владимиром Понькиным, Сергеем Стадлером, Игорем Головчиным, Сергеем Скрипкой, композитором – Антоном Висковым, органистом и композитором — Олегом Янченко, великими певцами — Ириной Архиповой, Маквалой Касрашвили, Наталией Ерасовой, Дмитрием Степановичем, музыковедами — Жанной Дозорцевой , Светланой Виноградовой, художником по костюмам Аллой Коженковой и мн. др.

В рамках проекта «Открытая сцена» Комитета по культуре г. Москвы  ансамбль получил  2 гранта  на постановки музыкальных театрализованных  спектаклей.

Первая постановка — «Праздник Рождества» — хоровая мистерия с кукольным представлением Рождественского вертепа на музыку А. Вискова. В спектакле принимал участие Московский театр юного актера под руководством Александра Федорова. Премьеры прошли на сцене Московского драматического театра имени К.С. Станиславского и Московского Международного Дома музыки.

Второй грант был дан в 2005 году на новую постановку «Пещного действа», которая является научно-художественной реконструкцией религиозного представления. Музыка А.Вискова. Декорации и костюмы для постановки  выполнены по зарисовкам со старинных икон и материалам, хранящимся в Государственном историческом музее. Премьера спектакля состоялась в Государственном академическом камерном музыкальном театре п/у Б.Покровского.

В сезоне 2005-2006 года в Римско-католическом Соборе «Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии» впервые в программе «Благовеста» прозвучал «Magnificat» И.С. Баха. В государственном историческом музее прошел абонемент «История государства Российского в музыке». В Большом зале Московской консерватории состоялся концерт памяти композитора Георгия Свиридова, где впервые была исполнена его кантата «Светлый гость». В сезоне 2006-2007 на суд зрителей было вынесено много новых программ. Сюда входил духовно-просветительский абонемент Московского международного Дома музыки «Музыкальная Библия», состоящий из шести концертов. Автор проекта  и композитор — Антон Висков. В абонементах Большого зала консерватории  и концертного зала им. П.И.Чайковского прозвучали программы: «Коронационная» месса В.А. Моцарта, программы «Золотая коллекция AVE MARIA» и «Шедевры Американской духовной музыки», Реквием В.А. Моцарта, «Вселенская» месса А. Гречанинова, сюита из музыки к балету «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Страсти по Матфею» И.С. Баха, Реквием Г.Форе, оратория «Семь слов Христа» И. Гайдна, хоровые сцены из опер русских композиторов и мн.др. В этом и следующих сезонах ансамбль  сотрудничал с замечательнми симфоническими дирижерами такими, как  Сергей Скрипка ,Владимир Понькин, Риккардо Капассо (Италия) и Роберт Канетти (Израиль).

В сезоне 2007- 2008 ансамбль отметил свое ХХ –летие при поддержке Департамента по культуре города Москвы. Прозвучали новые программы: «Семь слов Спасителя на Кресте» И.Гайдна, Реквием  Г. Форе, опера «Джанни Скикки» Д. Пуччини  и др. Программу русской духовной музыки «Благовест» показал в Карловых  Варах  (Чехия), куда  ансамбль был приглашен на празднование 110 – летия основания храма св.апостолов Петра и Павла.

 Продолжаются циклы абонементных концертов на сцене Камерного зала Московского международного дома музыки, Рахманиновском зале Московской консерватории, концертном зале им. П.И. Чайковского. В их рамках публика знакомится с шедеврами как русского, так и западноевропейского духовно-музыкального искусства, с эпохами и стилями в истории духовной музыки, с творчеством ее выдающихся представителей. Концерты носят яркий духовно-просветительский характер и направлены, в большой степени, на молодежную аудиторию. Названия тематических циклов говорят сами за себя: «Субботняя литургия с ансамблем «Благовест», «Музыкальная Библия для детей и юношества», «Стили и жанры мировой духовной музыки», «Шедевры русской духовной музыки».
Ансамбль «Благовест» — частый участник Московского международного Пасхального фестиваля, в рамках которого состоялись концерты в Зале Церковных Соборов Московского Храма Христа Спасителя, Концертном зале имени П.И.Чайковского, в старинном кремле подмосковного города Зарайска, Рахманиновском зале Московской Консерватории. Прозвучали избранные духовные песнопения, а также хоровой концерт «Пасха Красная», посвященный Ансамблю композитором и бессменным ведущим концертов Антоном Висковым.
Тесные контакты связывают Ансамбль «Благовест» с Благотворительным фондом «Искусство добра», в рамках деятельности которого проходят постоянные выступления коллектива в стенах Кафедрального Собора Девы Марии Римско-Католической церкви в Москве. Так, в рамках фестиваля «Итальянское Рождество в России» с большим успехом прошла премьера духовных произведений композитора и директора Сикстинской капеллы в Ватикане маэстро Дж. Либерто, который впоследствии доверил Ансамблю произвести аудио-запись своей музыки. Эта работа была высоко оценена как самим композитором, так и Его Святейшеством Папой Бенедиктом XVI, результатом чего стало приглашение и участие коллектива в хоровом Фестивале на Сицилии.

 

 

Большим событием в жизни «Благовеста» стало первое исполнение в России Рождественской оратории К.Сен-Санса, которое состоялось в рамках Фестиваля «Французское Рождество в России» в сотрудничестве с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. В рамках традиционного Рождественского фестиваля в Кафедральном Соборе впервые в России прозвучала оратория Лоренцо Перози под управлением Артуро Сакетти. Стало традицией ежегодное исполнение «Благовестом» Реквиема В.А.Моцарта в стенах Кафедрального Собора.
Исполнение Ансамблем «Благовест» крупных ораториальных произведений привело к сотрудничеству коллектива с выдающимися дирижерами современности. Под управлением Владимира Федосеева совместно с Большим симфоническим оркестром им. П.И.Чайковского в Светлановском зале ММДМ была исполнена оратория Николая Черепнина «Хождение Богородицы по мукам». Это произведение впервые было исполнено «Благовестом» еще в 1992 году. «Благовест» принял участие в грандиозном исполнении Девятой симфонии Л. ван Бетховена под управлением Михаила Плетнева. Под руководством Сергея Скрипки была исполнена кантата С.В.Рахманинова «Весна» в рамках открытия фестиваля Еврооркестра в подмосковном городе Жуковском. Частым гостем Ансамбля стал замечательный Израильский дирижер Роберт Канетти, чьи темпераментные интерпретации «Страстей» И.С.Баха и ораторий Г.Ф.Генделя оставили яркий след в творческой биографии коллектива. В эти годы «Благовест» работал с различными дирижерами, среди которых Сергей Тарарин (Симфонический оркестр Москвы «Русская Филармония»), Александр Сладковский, Алексей Рудневский, Борха Кинтас (Испания).
Большим событием в жизни коллектива стало выступление на открытии Праздника славянской письменности и культуры, приуроченном дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, который под высоким попечительством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся в Зале Церковных Соборов Московского Храма Христа спасителя.

За последние годы «Благовест» неоднократно приглашался на многие Российские и зарубежные фестивали, такие, как фестиваль «Преображение» в Ярославле, Свиридовский Фестиваль в Курске, хоровой фестиваль в Вильнюсе и Каунасе и др.
Вся деятельность Ансамбля «Благовест» проникнута высокой идеей духовно-музыкального просвещения и направлена на распространение и приумножение духовных традиций нашего отечества.

«Благовест» записал ряд компакт-дисков, выпущенных фирмами «Multisonic» (Чехословакия), «Vist» (Россия-США), «Русский сезон» (Россия-Франция), «Daniel C.C.Cho» (Южная Корея).  «Благовест» принял участие в записи компакт-диска для европейского форума «Духовная музыка и христианская культура», проходившего в Ватикане. Фирма «Cantica» (Германия) записала двойной компакт-диск полного собрания духовных произведений Н.А. Римского- -Корсакова, куда вошли 40 сочинений композитора. Эта запись явилась мировой премьерой, несколько раз переиздавалась и имеет высокий рейтинг.  «Благовест» принял участие в записи компакт-диска «Русская духовная музыка», которая была осуществлена фирмой «Bel Air Music» (Монако), куда вошли духовные  концерты Бортнянского, П. Чеснокова, Мусоргского и Архангельского. В ближайшее время, к ХХV-летнему юбилею коллектива «Благовест» запишет несколько СD, куда войдут новые программы: «Рождество Христово», «Пасха красная» Антона Вискова, золотая коллекция «AVE MARIA».

 

Значительно расширилась гастрольная география коллектива: это и города Подмосковья, такие, как Жуковский, Черноголовка, Дубна, это и крупные культурные центры России: Тверь, Смоленск, Самара, Тюмень и др. В репертуаре Ансамбля появились новые театрализованные постановки, например, литературно-музыкальные композиции по опере Н.А.Римского-Корсакого «Снегурочка» и по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и др. В 2013 году Ансамбль принял участие в первом исполнении нового произведения известного эстонского композитора А.Уйбы «Апокалипсис», мировая премьера которого состоялась в стенах Кафедрального Собора Римско-Католической Церкви в Москве. Продолжается постоянный цикл концертов «Музыкальная Библия для детей и взрослых», который в разных форматах проходит сразу в нескольких залах столицы: Камерном зале Московского международного Дома музыки, Камерном зале Московской Государственной академической Филармонии, в Зале Театрально-концертного центра Павла Слободкина. Важным художественным начинанием является продолжающаяся серия музыкально-просветительских концертов, посвященных различным стилям и эпохам мировой духовной музыки и проходящих в Рахманиновском зале Московской государственной Консерватории, бывшем зале Синодального училища церковного пения. Специально артистами «Благовеста» были подготовлены программы, отражающие музыкальное воплощение великих русских поэтов и писателей, среди которых особо следует отметить концерт, посвященный Н.В.Гоголю, А.С.Пушкину, М.И.Цветаевой, поэтам Серебряного века. В 2014 году «Благовест» принял участие в Третьем Волжском фестивале духовной музыки, прошедшем в Самаре и Тольтти, а также в фестивале «Рождество в Сибири» в городах Тюмень и Тобольск. Одним из центральных событий в творческой жизни коллектива последнего времени стало исполнение «Реквиема» В.А.Моцарта совместно с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.  

 

В сезоне 2014-2015 году продолжилось сотрудничество Ансамбля с крупными симфоническими коллективами столицы. Заметной вехой в творческой жизни «Благовеста» стали два совместных выступления с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством маэстро Юрия Башмета. Под таинственными готическими сводами Кафедрального Собора Римско-Католической церкви были исполнены «Реквием» В. А. Моцарта и «Страсти по Матфею» И.С.Баха. Тесное творческое взаимодействие установилось у Ансамбля и с Государственным духовым оркестром России. Этот удивительный, похожий по звучанию на грандиозный орган, коллектив как нельзя лучше способствовал выявлению новых художественных красок в таком известном произведении, как «Реквием» Моцарта, который прозвучал в Кафедральном Соборе Петра и Павла в Москве под управлением Виктора Луценко.

Интересной формой исполнения известных произведений духовной музыки стали оригинальные редакции «Реквиема» В. А. Моцарта, «Стабат Матер» Ф. Пуленка, «Вечерни проповедника» В. А. Моцарта для фортепиано и органа, выполненные композитором Антоном Висковым.

В мае 2015 года «Благовест» принял участие в XIV Московском международном Пасхальном Фестивале под руководством маэстро В. А. Георгиева  с исполнением Кантаты И. С. Баха, избранных песнопений из «Мессии» Г. Ф. Генделя, золотой коллекции песнопений «Аве Мария».

В Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории с большим успехом и неуклонным зрительским интересом состоялись три концерта цикла «Русская и Западно-Европейская хоровая миниатюра», в которых с удивительным мастерством и тонкостью постижения композиторского стиля прозвучали избранные шедевры хоровой музыки.

В Камерном зале Московской Государственной Академической Филармонии прошли два цикла концертов: «Музыкальная Библия для детей и взрослых», посвященный Великим Праздникам Христианского мира, и «Сказки А. С. Пушкина», в котором зрители познакомились с  музыкальным воплощением произведений великого русского поэта: «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказкой о рыбаке и рыбке», «Сказке о купце Кузьме Остолопе» (в редакции В. А. Жуковского). 

В сезоне 2015-2016 гг. под старинными готическими сводами Кафедрального Собор Римско-Католической Церкви в Москве в исполнении Ансамбля прозвучала монументальная кантата «Stabat Mater» Франсиса Пуленка и «Торжественная Месса Проповедника» В. А. Моцарта.

Продолжается сотрудничество с Государственным духовым оркестром России, в результате которого были представлены два крупнейших русских произведений кантатно-ораториального жанра: «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева и «Москва» П. И. Чайковского.

С большим успехом в Камерном зале ММДМ прошел юбилейный вечер Антона Вискова, в котором прозвучали лучшие произведения, созданные композитором в сотрудничестве с Ансамблем «Благовест».

 

Юбилейный, тридцатый сезон Ансамбля отмечен значительным расширением географии гастрольной деятельности коллектива. Важными событиями стали выступления в старинном центре Западной Руси – городе-музее Старая Русса на празднование Чудотворной иконы Старорусской Богоматери, в рамках Фестиваля имени Тихона Хренникова в Липецке, на родине Сергея Есенина – в Рязани и, наконец, благотворительный концерт в Русском культурном центре города Астаны в рамках межгосударственной программы «Дни Москвы в Казахстане». Артисты побывали во многих городах Подмосковья, провели ставшую уже традиционными Панихиду и концерт памяти Марины Цветаевой, приняли участие в грандиозном музыкально-сценическом проекте Правительства Москвы, посвящённом 100-летию Октябрьской революции.

Коллектив выступил в юбилейном вечере композитора и дирижёра Анатолия Полетаева, стал лауреатом премии Московского общественного клуба «Театрал», представил целый ряд новых программ в таких залах столицы, как Рахманиновский зал Московской Консерватории, Концертный зал Центрального Дома художника на Крымском валу, «Театральная хоромина Царя Алексея Михайловича», Большой зал Союза журналистов, Концертный зал на Пречистенке.

За последнее время в коллектив влилось несколько новых молодых солистов, выпускников музыкальных вузов Москвы, которые сразу же проявили себя как одарённые и устремлённые к овладению новыми художественными горизонтами музыканты. О творчестве Ансамбля «Благовест» была подготовлена целая серия теле и радиопередач на каналах «Культура», «Спас», «Радио «Вера», «Радио «Говорит Москва», появились подборки публикаций в различных интернет изданиях. Эффективная работа нового административного руководства обеспечивает выход на новые горизонты и сферы творческой деятельности коллектива.